22.10.2014 | 19:03

"Сотворение мира" Гайдна исполнили немецкий хор и российский камерный оркестр

Совместным выступлением немецкого Монтеверди-хора и Московского камерного оркестра Musica Viva открылся цикл концертов столичной филармонии. Он называется «Грани бессмертия» и посвящен великим ораториям. Первой прозвучала оратория Гайдна «Сотворение мира». Это сочинение, по признанию самого композитора, даровало ему особые, сакральные переживания. Работая над ораторией, он много молился. Необычные переживания гарантированы как исполнителям, так и слушателям этой музыки. Рассказывают «Новости культуры».

Генрик Бём, исполнитель партии Адама в этом зале уже выступал. Ему тогда было 16. В зале Чайковского давал концерт дрезденский хор мальчиков, в котором он пел. Для подростков из ГДР выступление в Москве было незабываемым впечатлением. Сегодня тоже особенное волнение.

«Мы поем о том, как Бог создавал Землю и весь мир. Я все переживаю, ощущаю. Все происходит на сцене, прямо сейчас. Мы внутри. Мы создаем этот мир. И я себя чувствую – нет, не Богом, конечно, чувствую как это происходит», – говорит певец Генрик Бём.

А вот маэстро Готхарт Штир в Москве впервые. Хотя столиц, в которых не давал концерты, в мире практически не осталось. В зале Чайковского дирижирует ораторией «Сотворение мира». Жизнеутверждающая музыка Гайдна. Либретто, основанное на «Потерянном рае» Милтона. В основе всего – книга бытия.

«В этом сочинении для меня на первом месте текст. Я хочу донести до зрителя саму идею – появление всего из ничего. Это необычайно глубокая мысль. Ее трудно воспринять напрямую. И наша интерпретация – попытка сделать так, чтобы зритель ощутил момент творения, рождения. Эту радость. Волшебство. И для этого очень важен библейский текст», – поясняет дирижер Готхарт Штир.

Штир – из пасторской фамилии. Он по-настоящему глубоко знает библейский текст, погружен в теософскую традицию. В своих интерпретациях музыки он скорее философ. Идет от сюжета, от смысла. Артистов хора воспитывает как актеров. Учит доставать из памяти нужные переживания. В этом сочинении старался добиться легкости, света. Для этого на репетиции даже велел пританцовывать. На сцене, конечно, певцы просто стоят. Но звучание наполнено позитивом.

Герр Штир руководил многими прославленными хорами. Последние 20 лет его карьеры связаны  с Монтеверди-хором.  В этом концерте интернациональный состав – немецкие вокалисты,  российские музыканты. У камерного оркестра Musica Viva с немецким маэстро – любовь с первого взгляда.

«Мы, честно говоря, немножко боялись его приезда, потому что слишком мало репетиций для такого сочинения. Это огромное сочинение, очень трудное. Но с ним было настолько легко, и он настолько с удовольствием работает, зажигает буквально всех», – рассказывает директор камерного оркестра Musica Viva Марина Бутир.

Зажег и зал. Холодным октябрьским вечером музыка, полная света и надежды – хороший повод задаться главными вопросами.

Новости культуры