21.10.2014 | 20:07

Лучшая в России коллекция работ латвийских художников представлена в Омске

Акварели, рисунки, печатная графика. Одна из самых полных в России коллекция работ латвийских художников выставлена в эти дни в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Все экспонаты переданы в дар музею искусствоведом Андреем Маевским. Он собирал свою коллекцию почти 40 лет. Рассказывают «Новости культуры».

«Собрать, чтобы сберечь» – так начиналась эта коллекция Андрея Маевского. В середине 90-х, когда в Латвии русское искусство стали изгонять из страны, друзья-художники с удовольствием откликнулись на предложение передать свои работы в омский музей.

«Сибирь для многих латышей стала вторым домом, второй родиной. Часть сюда заселялась еще в царские времена, получая казенные земли. Огромное количество латышей появилось уже в начале 40-х и после войны, оказавшись сосланными в Сибирь. Все люди, кто здесь находился, все с благодарностью вспоминают сибирский период. Особенно сибиряков», – рассказывает искусствовед, коллекционер Андрей Маевский.

Во время войны русский солдат чудом спас его из расстрельной ямы. Вся его семья была уничтожена в фашистских лагерях. В 1944-м он был призван в Советскую армию и получил орден Славы. Но в полотнах художника Иосифа Эльгурта – только мирная жизнь.

«Художник начинал в 60-е годы. И эта тема очень хорошо читается в представленных работах. Это  портреты людей творческих профессий и рабочих», – поясняет куратор выставки Галина Севостьянова.

А вот знаменитые «Трубочисты» Эльгурта. Почти всю жизнь, проведя в доме с печками на Молочной улочке старой Риги, художник часто рисовал хранителей домашнего очага. А потом дарил им свои работы. Большинство выполнено в сложной технике. Иосифа Эльгурта называют первым шелкографом Советского Союза. Лирикой размытости линий и точек он пытался заворожить и своих учеников. Один из них – Артур Никитин – становится лидером латвийского авангарда.

«Здесь представлено время реформ, время поисков. И это, конечно, – постмодернизм. Осваивался художественный опыт, художественные практики Западной Европы, Америки. Горизонты были расширены, потому что новые влияния, новые кумиры. И здесь эксперименты с формами, новые темы», – говорит Галина Севостьянова.

Вот «Красные гладиолусы» от классика латышской акварели Дзидры Баума. За преданность цветочной теме зрители называют ее королевой цветов. По соседству – морские акварели Ивана Пустошкина и работы «бунтарей» 90-х прошлого столетия. Итог первой «десятилетки» – столько длится дружба собирателя Андрея Маевского и омского музея – более двух сотен полотен в фондах сибирской сокровищницы. Это, по  оценкам специалистов, лучшая в России коллекция работ латвийских художников. Собранная, чтобы сберечь.

 Новости культуры