21.10.2014 | 15:59

В Петербурге снимают фильм о любви императора и балерины

Фильм о балете и о любви. В Санкт-Петербурге Алексей Учитель продолжает съемки картины «Матильда», посвященной судьбе Матильды Кшесинской. Прима-балерина императорских театров танцевала на российской сцене на рубеже XIX-XX веков. Она первой из русских балерин исполнила 32 фуэте подряд, но была известна не только этим, но и романом с будущим императором Николаем Вторым. Алексей Учитель жанр картины характеризует как исторический триллер. Рассказывают «Новости культуры».

Вот он – великий обман кино! Самая эффектная сцена фильма – коронация Николая Второго – снимается в производственном корпусе одного из петербургских заводов. Снаружи серые промышленные стены... А внутри: фантастические декорации – полностью воссозданный интерьер Успенского собора Московского Кремля.

Иконопись на стенах – на самом деле высококачественная фотопечать. Современные технологии позволяют досконально воссоздать обстановку храма. В этом фирменный стиль режиссера Алексея Учителя: не то что точность – почти придирчивость к деталям. Ткань для императорских мантий – золотой глазет – и то везли из Индии. Другие материалы в кадре блестели не так, как надо.

Ингеборга Дапкунайте с трудом передвигается под тяжестью своего исторического костюма. В фильме она – мать Николая, Мария Федоровна.

«Я не могу с короной бегать, со мной должны ходить люди, я по-другому держу голову, плечи, грудь, спину. Это невозможно физически», – говорит актриса театра и кино Ингеборга Дапкунайте.

Историческому костюму Алексей Учитель уделяет особую роль. В его представлении он магически воздействует на актера, будь то исполнитель главной роли или статист массовки. Михаил Гидора, к примеру, в жизни – судебный пристав, а на экране предстанет совсем в ином образе.

«Я играю генерала, приближенного к свите Николая Второго», – поясняет актер массовки Михаил Гидора.

«Я вижу по лицам, как люди преображаются. Заходит просто массовка – это унылые скучные люди, а как только они в этом костюме – глаза горят... Превращение», – комментирует кинорежиссер, народный артист России Алексей Учитель.

Таким подходом Алексей Учитель немало удивил Ларса Айдингера. Немецкий актер играет в фильме русского царя. Настолько он покорил режиссера своим талантом, что тот предпочел его артистам из России. В жизни Ларс явно выше своего героя, и лицо у него оказалось круглее, чем у Николая, – исправляют гримом. Зато результат Учителя и всю его команду явно впечатляет.

«Его стиль отличается от того, как мы снимаем в Германии. Здесь много времени уходит на съемки, здесь мы уделяем внимание мельчайшим деталям. И что мне нравится – он дает большую свободу актеру», – признается исполнитель роли Николая Второго Ларс Айдингер.

Главной интригой остается выбор актрисы, которая сыграет саму Матильду Кшесинскую. Имя держится в секрете. Злые языки говорят: ее до сих пор не выбрали.

Сам режиссер объясняет – звезда есть, – просто он пока не может ее представить из-за особенностей ее биографии. Это интригует еще больше. Была даже информация, что на роль возлюбленной Николая и примы императорского театра пробовалась Диана Вишнева. Но, похоже, режиссер все же отдаст предпочтение профессиональной драматической актрисе. Ведь это история не про балерину, а про роковую любовь.

«Она своим нутром, своей головой, своими эмоциями могла завлечь человека. Это факт. Когда она выходила в Красном селе в офицерских летних лагерях, там была сцена... И, когда она выходила, 500 офицеров через две минуты вскакивали и кричали. Не только потому что она танцевала», – рассказывает Алексей Учитель.

Рабочее название фильма «Матильда», возможно, еще изменится. Алексей Учитель признается: изначально он действительно планировал снимать историю об этой незаурядной женщине, в жилах которой текло шампанское, а не кровь, как шутили ее друзья.

«Вы могли бы влюбиться в такую женщину как Матильда Кшесинская? Иначе я бы не снимал это кино», – отмечает Алексей Учитель.

А потом его внимание в не меньшей степени привлекла фигура Николая Второго, которого – как он считает – обыватель воспринимает слишком поверхностно и однобоко. Так по сути байопик перерос в сложный синтезированный жанр – исторический триллер.

«Личная жизнь очень влияла на то, что происходило в России. И вот это сочетание очень личного и очень масштабного – это будет впервые, мне кажется. Если мне удастся это состояние передать – это будет здорово», – делится Алексей Учитель.

Съемки продлятся до нового года. Когда фильм выйдет на широкий экран, режиссер пока не знает. Подгадать повод будет несложно – в судьбе Николая и Матильды было немало роковых дат.

Новости культуры