27.05.2011 | 12:26

Где будет храниться Торопецкая икона Божьей Матери?

Оценить состояние и условия хранения Торопецкой иконы Божьей Матери – такова цель визита в Подмосковье специальной комиссии Русского музея, где ранее хранился образ. Напомним, по решению Министерства культуры он был передан на временное хранение в недавно построенный храм Александра Невского. Останется ли икона там, вернется в Петербург или займет свое историческое место в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец – пока не известно. В любом случае, состояние памятника древнерусского искусства требует постоянного контроля. Рассказывают «Новости культуры».

Икона Корсунская, Эфесская, чудотворный образ Богоматери Торопецкой. Пожалуй, ни об одной другой древнерусской иконе средства массовой информации так много не говорили в течение последних двух лет. В начале декабря 2009 после многочисленных согласований икона была доставлена в Подмосковье и размещена в одном из приделов храма в специальном киоте-витрине. Там установлены три прибора для контроля климата. Два из них принадлежат принимающей стороне и один – Русскому музею.

Датчики отслеживают два режима. Рекомендуемая влажность составляет 50%, температура воздуха – 20 градусов. Показания считываются ежемесячно в присутствии специалистов отдела древнерусского искусства. Вскрытие киота может происходить исключительно при участии музейных сотрудников. Это значит, что каждый месяц в Княжьем озере появляется представительная делегация из Петербурга.

«Конечно, было бы замечательно наблюдать ее ежедневно, но раз в месяц достаточно профилактического осмотра, который закрепляет данные о том, как она экспонируется, соблюдаются ли условия договора и в каком реставрационном состоянии памятник находится», – говорит начальник службы безопасности Русского музея Ирина Кузнецова.

На языке реставраторов, часто использующих медицинские аналогии, образ XIV века считается «хроником» – то есть пациентом, постоянно возвращающимся в болезненное состояние. Именно сохранность иконы вызывала особые споры в ходе обсуждения возможности ее перемещения в Подмосковье. В марте,  несмотря на возражения дирекции музея, Министерство культуры продлило срок нахождения иконы в Подмосковье до конца 2011 года. Позиция чиновников поразительным образом совпадает с мнением принимающей стороны в лице мецената Сергея Шмакова. Решающий аргумент: памятник, скрывавшийся в фондах, наконец открыт для прихожан.

«На сегодняшний день полмиллиона человек уже прошло, и поток паломников увеличивается. Мы думаем, что до конца года уже будет миллион человек, которые бесплатно могли помолиться, посетить, приложиться к иконе», – подчеркивает меценат.

Эти рекорды фиксирует специальная камера, размещенная на входе в храм. В приделе у киота-сейфа находится другое устройство, установленное сотрудниками Русского музея и позволяющее следить за состоянием иконы «онлайн». Главную угрозу для памятника XIV века представляет сквозная трещина, образовавшаяся на стыке досок. Судя по маячкам на профилактических заклейках, за время нахождения в храме она никак не изменилась, но реставраторы отмечают другой тревожный симптом. На изображении чепца Богородицы начался процесс образования так называемых «грядок красочного слоя».

«Должны быть более серьезные исследования, которые могут быть проведены только в лаборатории Русского музея, технико-технологические, с применением специального оборудования, на котором проводились предыдущие исследования, чтобы не было расхождений», – заверяет реставратор Дмитрий Пейчев.

Инициаторы переноса иконы в храм Александра Невского под Москвой настаивают на том, что после общения с прихожанами образ начал выздоравливать. Но это не подтверждается выводами музейных специалистов. Церковь и меценаты призывают музейщиков просто поверить в то, что иконе в храме стало лучше. Реставраторы же не уверены, что перемещение последних лет пошли на пользу святыни и памятнику древнерусского искусства.

Все материалы о судьбе Торопецкой иконы Божьей матери>>>