20.10.2014 | 15:50

Музыкальные истории "Мосфильма"

В 1924 году в известном московском кинотеатре «Арс» на Арбате впервые, в качестве музыкального сопровождения к фильму, вместо привычного для того времени тапёра выступил оркестр. Большую часть прошлого века он был известен как «Оркестр Госкино». А сегодня это – Российский государственный симфонический оркестр кинематографии. В этом году ему исполняется 90 лет. Рассказывают «Новости культуры». 

В киноклубе «Эльдар» собрались те, кто одновременно любит музыку и кинематограф. В оркестре кинематографии, который дает юбилейный концерт, все артисты – тоже с двойной увлеченностью. Играть для фильма – особый, непростой жанр. Напряженный режим, мобильность, профессиональная универсальность. Чтобы выдержать, нужно очень любить свою работу. «Мы работаем ведь в наушниках все время. И там, в наушниках, звучит клик. Это точно уложенный кусок музыкальный. Мы не должны отойти ни на один шаг. Так что здесь очень много технических вещей, которые любой оркестр, который оказывается в наших условиях, сначала теряет», – рассказывает народный артист РФ Сергей Скрипка.

«Новый Вавилон» – картина 1928 года. Первый фильм, для которого была специально написана музыка. Ее создал Дмитрий Шостакович. Постепенно киномузыка стала отдельным жанром. Критики уверяют – у нее есть существенные особенность – монтажное сознание, изобразительность, отказ от условностей, которые диктовало исполнение на сцене. А вот композиторы уверяют – у музыки для фильма есть только одна отличительная черта.

«Я бы сказал словами Толстого, которого спросили: "А как надо писать для детей?" Он ответил: "Так же, как и для взрослых, только лучше". Вот я скажу также и про кино. Что нет никаких особенностей. Нужно писать хорошую музыку. Нужно чувствовать драматургию», – убежден народный артист России Максим Дунаевский.

Рок-классик Александр Скляр с этим коллективом выступает не первый раз. Но, говорит, это каждый раз – экзамен.

«Выступление вместе с оркестром кинематографии под руководством Сергея Иванвича Скрипки – это большая ответственность, потому что это наш один из самых известных, опытных и, я бы сказал, легендарных оркестров. Поэтому для любого артиста это – и большая честь, и большая ответственность», – отметил рок-музыкант Александр Ф. Скляр.

Когда-то появление перед экраном оркестра вместо тапера подтолкнуло появление нового художественного языка – звукового кино. После технических революций конца XX века, когда музыку к фильмам стали создавать на компьютере, в XXI веке ценители рассчитывают на эстетическую революцию, когда оркестр в кино снова обретет особую роль.

Новости культуры