06.09.2012 | 10:03

В Москве стартовал фестиваль "Музициркус"

«Музициркус» – «музыкальный цирк», в котором параллельные звуковые миры могут звучать одновременно – это только одно из изобретений главного анархиста в истории музыки ХХ века Джона Кейджа, композитора, который принципиально желал, чтобы звуки оставались звуками. Фестиваль «Музициркус Джона Кейджа» открылся накануне, в день столетия со дня его рождения, в Рахманиновском зале Московской консерватории. Рассказывают «Новости культуры».

Весь этот металлолом – болты и шурупы – у народного артиста России, декана факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Государственной консерватории Алексея Любимова – только кажется, что в творческом беспорядке. Он их систематично в чайные жестянки собирает. Чтобы потом с их помощью простой концертный рояль превратить в «подготовленный». Для исполнения музыки Джона Кейджа.

Кейдж – анархист, буддист, экспериментатор, философ – герой Алексея Любимова с 68-го года. Тогда он впервые услышал музыку Кейджа на фестивале «Варшавская осень». А в следующем, 69-м, уже сам – в Москве – на неофициальном концерте в здании бывшей синагоги показал, что это такое – знаменитые четыре минуты тридцать три секунды кейджевской тишины.

«Мы дети Кейджа», начиная с 50-х годов, и мы все ему обязаны», – говорит Алексей Любимов.

Марк Пекарский даже готов перечислить, чем именно.

«Я обязан своим слухом, умением играть долгие звуки», – говорит он.

Подготовленное фортепиано, алеоторика, графическая нотация, музыкальность тишины и шума, электронная музыка, хэппенинг и музыкальное видео, – далеко не полный список изобретений Кейджа. Он открыл, что музыка – это звук, который резонирует с целым миром. А звуки он слышал всюду и извлекал из всего. Вешал усилители на кактусы, и скреб по ним щеточкой, пьесы «Пруды» и «Бухты» написал для наполненных водой морских раковин. Музыкой он считал не только первый фортепианный концерт Чайковского, но и звонок будильника.

От музыки к звукам жизни – этот путь выбрали для себя «дети Кейджа», композиторы и исполнители новейшей музыки. Но кроме того от Кейджа идеями авангарда заражались и художники, и хореографы, и интеллектуалы. Потому публика на концертах Кейджа такая не академическая, и такая преданная. Безропотно тишину слушают стоя.

«Кейдж! Ему нужна хорошая плохая публика, – уверен Марк Пекарский. – Плохая в хорошем смысле – с мозгом, незабитым вальсами из “Спящей красавицы”».

«Необходимо состояние пробужденности на сцене, – добавляет Алексей Любимов. – Публика воспринимает это состояние, это самая авангардная серийная музыка».

Концерт «Портрет художника в день рождения» открывает в Москве фестиваль, посвященный столетию Джона Кейджа. Впереди еще пять концертов-хепенингов. Ждут Нью-Йоркский ансамбль солистов и концерт современных российских композиторов, продолжающих дело Кейджа.