27.05.2011 | 19:32

Что отразится в "Зеркале" в этом году?

На Международном кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» сегодня завершаются конкурсные показы. На последний день приберегли фильм Бэлы Тары «Туринская лошадь» – обладателя «Серебряного медведя» Берлинале. Конкуренцию классику венгерского кино может составить китайский режиссер Ван Бин – его лента «Канава» произвела сильное впечатление на Венецианском кинофестивале. И все же главным героем «Зеркала» остается сам Тарковский. Ему посвящены выставки, семинары, ретроспективные показы его любимых фильмов. О режиссере вспоминают и члены жюри – те, кому посчастливилось работать вместе с мастером. Рассказывают «Новости культуры»

Самый ответственный член жюри на показы всегда приходит заранее. Польский режиссер Михал Лещиловский с Андреем Тарковским работал в последний год жизни мастера. Ради этого он был готов горы свернуть. Полгода ходил на курсы русского языка, а потом удивлялся «немецкой» четкости работы Тарковского.

«Он жесткий был по поводу того, чтобы все было сделано эффективно, быстро и вовремя. Если сказали, два часа, значит, два часа», – вспоминает Михал Лещиловский.

Картина Тарковского «Жертвоприношение» могла остаться незаконченной. Прикованный к постели, он уже не мог работать. Завершал монтаж и занимался озвучиванием Михал Лещиловский. Его единственным желанием было, чтобы мастер увидел окончательный вариант своего – тогда уже все это понимали – последнего фильма.

Гудрун Гисладоттир – театральная актриса из Исландии. «Жертвоприношение» – ее дебютная в кино, и сразу у Тарковского. Она все время смущалась, когда режиссер восторгался ее лицом, говорил: «Оно будто с иконы сошло».

«Он мне рассказывал, что его покорили мои веснушки. Я смеялась над этим. Еще он очень любил мою страну, Исландию. Многое знал о наших сагах, изучал даже экономику и политическое устройство. Ему, кажется, все было интересно», – рассказывает актриса.

Неподдельный интерес в этот вечер вызвал фильм «Канава» из Китая. Самую шокирующую ленту фестиваля представляет директор картины Ван Ян. Страшные события 50-х, когда в китайских концлагерях умирали тысячи людей, снят с документальной точностью. Режиссер Ван Бин после съемок этой картины, говорят, до сих пор в депрессии.

«Прежде, чем снять этот фильм, мы опросили около ста человек, которые были в этих лагерях и все-таки выжили. Мы даже не пытались показать наш фильм в Китае, сейчас это просто невозможно», – признается Ван Ян.

С политическим подтекстом и философские, о любви, о смерти, об одиночестве. Фильмов в основной программе – всего десять, но все они разные. Каким будет выбор жюри и что отразит «Зеркало» в этом году, узнаем совсем скоро. 27 мая на фестивале – последний конкурсный день.

Все материалы о фестивале>>>