27.05.2011 | 19:37

"Туда-обратно" вместе с Бруно Бруни

«Andata/Ritorno» – в переводе с итальянского означает «Туда-обратно». Так называется выставка работ одного из самых авторитетных современных художников Бруно Бруни, которая открылась сегодня в Москве. Название экспозиции использует мотив путешествия мастера из родной Италии в Германию, где Бруни живет уже много лет. Потому в его творчестве и звучит постоянный диалог со старыми мастерами Италии и Северной Европы. Особенно охотно художник обращается к Ренессансу, маньеризму и барокко. При этом ему не чужды и традиции столь значимого для ХХ века сюрреализма. Рассказывают «Новости культуры».

Живопись, скульптура, графика – всего сорок экспонатов. В одном зале – итог почти полувековой творческой деятельности Бруно Бруни. Первое, что бросается в глаза, – разнообразие постелей. При ближайшем рассмотрении одна оказывается «кушеткой психолога», другая – «кушеткой Фрейда». Причем от «кровати автора» они отличаются лишь цветом и одной деталью – окном в стене. Намеки на психоанализ прослеживаются и далее. Человек без лица – «крестный отец» – находится вместе со зрителями в «комнате признаний».

«Это мафиози. Для Италии это больная тема. Специально созданная комиссия из 27 следователей много лет проверяет членов нашего правительства на предмет коррупции, но этих самых людей никто никогда так и не видел. Поэтому "крестный отец" – человек без лица», – поясняет художник.

Без лица, но с сердцем. У Бруни босс мафии не убивает и не считает деньги. Он любит. Обнаженная женщина – его непременная спутница.

Герой в пальто и шляпе считается основным мотивом Бруни. Загадочный гость лейтмотивом проходит и через графику. Автор словно играет со зрительским восприятием. 

Скульптуры – в противоположность чувственной графике – балансируют на самой грани эротизма. Знаменитые на весь мир бронзовые статуэтки обнаженных длинноногих женщин отливаются умирающим ныне методом растаявшего воска на Баварской мануфактуре. Мраморные дамы с непременно прикрытыми лицами. Бруни играет не только с формой, но и с содержанием. 

«Нам предстоит разгадываеть его загадки», – говорит вице-президент Российской академии художеств Дмитрий Швидковский.

Приемы Бруни – графичный реализм и внимание к декоративности – отсылают зрителя к традициям итальянского сюрреализма. Однако содержание экспонатов возвращает в сегодняшний день. Автор словно говорит со зрителем о высоком искусстве на понятном языке, через образы нашего времени. Возможно, отсюда и название – «Andata/Ritorno» – то есть «Туда-обратно». Впрочем, есть и другая версия. Ведь нередко сам автор затрудняется рассказать, о чем его скульптура.