17.10.2014 | 13:34

В столице открылась выставка "Перформанс в России: картография истории"

Выставка «Перформанс в России: картография истории» открылась в музее современного искусства «Гараж». Она построена по вполне традиционному хронологическому принципу – десятилетия следуют строго одно за другим. Но этим традиционализм в общем-то исчерпывается. Мультимедийные технологии, уникальный архитектурный дизайн, или дизайнерская архитектура, и так можно сказать. И всё для того, чтобы создать реконструкции или интерпретации исторически важных работ, тех, что предшествовали современному перформансу. А для полноты впечатления авторы выставки предлагают публике изучать экспозиции по разным сценариям, на выбор. Рассказывают «Новости культуры».

Эта выставка – самая большая из всех, что когда-либо проводились в России и были посвящены перформансу. Её готовили больше года. Представлено более двух сотен исторических, по мнению кураторов «Гаража», работ. Экспозиция отражает главные вехи в развитии российского перформанса.

«Она абсолютно научная, потому что здесь есть четкое описание каждого перформанса, – поясняет директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов. – Даже в книге вы могли обратить внимание, что комментарии к перформансу делаются в то время, когда они были, и все готовилось на архивах».

Пространство «Гаража» для выставки сильно трансформировали – превратили в многоуровневый лабиринт по российскому перформансу. Отсчет истории ведется с 1913 года. Первопроходцы – футуристы. Первая акция – их эксперименты с гримом. Раскрашенные, они ходили по московским улицам и эпатировали горожан. Среди других открытий того времени – «Биомеханика», система упражнений Мейерхольда, его спектакли. В числе экспонатов – реконструированные декорации к «Великодушному рогоносцу». Также в топе перформансов первых десятилетий ХХ века – советские марши, массовые инсценировки взятия Зимнего дворца и похороны Малевича – художник детально продумал их еще за год до своей смерти. Одна из главных работ этой выставки – переведенная в анимацию художником Стасом Шурипой опера «Победа над солнцем», где впервые появился «Черный квадрат» Малевича.

«Когда я посмотрела окончательную версию, я поняла, что это актуальная работа, – рассказывает куратор выставки Юлия Акченова. – Получилась она действительно о современности, о каких-то проблемах, о войне, о желании людей достичь высоты, а потом получить необратимые негативные результаты этих интенций».

Среди главных действующих лиц 70-80-х годов – группа «Коллективные действия». Более сотни акций было проведено ими на Киевогродском поле в Московской области. Представить все перформансы невозможно, поэтому специально для выставки была создана инсталляция с интерактивной картой внутри и информацией обо всех акциях.

Это интерактивная инсталляция Риммы Герловиной. Дата создания –76-й год. Автор предлагает зрителю на время стать вершителем судеб и решить кого из выдающихся исторических личностей куда отправить – в рай, чистилище или ад. Это, конечно, игра. Можно в нее сыграть. Ну, например, The Beatles отправляются в рай – они о нём пели, а Фрейд пусть остается в этом месте – в чистилище – подумает над своим психоанализом.

Также среди громких акций этого времени – «Спонтанные игры» Франциска Инфантэ, кулинарные изыскания Виталия Комара и Александра Меламида – биточки пресные из газеты «Правда». Во времена перестройки курс развития перформанса меняется – это время свободных действий, творческих безумств от «Поп-механики», Дмитрия Пригова, и «Новых художников» во главе с Тимуром Новиковым. В 90-е появляются новые герои времени. Еще более провокационные, скандальные. Среди главных отличившихся – человек-собака Олег Кулик. На выставке – сразу три акции Александра Бренера. Одну из них он провел на выставке, на которую его работы не взяли.

Также в историю российского перформанса вошли акции Авдея Тер-Оганьяна и Анатолия Осмоловского.

«Осмоловский индивидуальных перформансов почти не делал, только один, и он представлен в экспозиции, – руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж» Саша Обухова, – это акция, во время которой художник залез
на плечо Маяковского и продемонстрировал, что он как карлик в стране лилипутов призывает двигаться вслед за гуру революции к преобразованию мира».

Двухтысячные. Российский перформанс принимает новую форму. Теперь всё на грани – искусства, противостояния, вызова, хулиганства. Балом правят анархисты и панки. Самые запомнившиеся это медиа-перформансы, то есть те, что созданы с целью привлечь внимание как можно большего числа людей. В топе, конечно, арт-группа «Война». Эта эпоха, считают кураторы, незавершенная, глава еще пишется.

Новости культуры