27.05.2011 | 19:54

Уникальную икону готовят к выставке "Интермузей-2011"

В Омске пытаются разгадать тайну уникальной иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сотрудники Историко-краеведческого музея обнаружили ее в запасниках одного из районных музеев. Образом заинтересовались реставраторы. В ходе исследовательской работы они обнаружили, что под определенным углом на месте лика пророка на иконе проступает лик Иисуса Христа. У омских искусствоведов есть несколько версий, но они рассчитывают на помощь столичных экспертов. Рассказывают «Новости культуры».

Этот образ в семье Зои Александровой передавался только по женской линии - от матери к дочери. По воспоминаниям бывших владельцев, икона попала в Сибирь предположительно в XIX веке вместе с переселенцами из Черниговской губернии. Семейную реликвию хранили в «красном углу».

«Естественно, на нее молились, по праздникам зажигали свечи. Икона была в копоти. По традиции ее мыли на Рождество и на Пасху. Возможно, поэтому и произошло утоньшение верхнего красочного слоя, почему и стал просматриваться второй лик», – говорит главный хранитель Омского историко-краеведческого музея Раиса Шанева.

Реставраторов поразил оклад иконы. Образец традиционного золотого шитья, был закреплен на торцах с помощью деревянных гвоздей, которые не менялись с момента ее изготовления. В процессе изучения реставратору Наталье Минько удалось установить дату создания образа.

«Весь фон, который мне удалось исследовать в ультрафиолетовых лучах, лаковая поверхность сильно люминисцирует. Это говорит о том, что икона может быть датирована XVIII веком», – рассказывает реставратор Наталья Минько.

Под действием ультрафиолетовых лучей отчетливо проявились и свинцовые белила нижнего слоя. Второй, скрытый лик иконы - как предполагают специалисты, изображение Иисуса Христа, - виден под определенным углом. Природа этой двуликости стала темой научных споров. Некоторые искусствоведы считают, что двуликое изображение – это особый смысловой художественный прием иконописца. Другие видят на иконе два разновременных слоя изображений.

«В иконописи использовали старые доски. Это было в практике иконописцев. Иногда они счищали уже почти исчезнувшее изображение, грунтовали доску и записывали новый сюжет. Иногда на заказ поверх писали», – поясняет главный хранитель Омского историко-краеведческого музея Раиса Шанева.

Сейчас уникальную икону готовят для участия в фестивале «Интермузей-2011», который пройдет в Москве. После завершения форума изучением образа займутся столичные специалисты.