17.10.2014 | 10:56

Сергей Соловьев: "Нужно уметь ценить момент"

Кинорежиссёр Сергей Соловьев представляет выставочный проект, который объединяет фотовыставку под названием «Жизнь со скоростью одна сотая секунды» и экспозицию «Русской усадебной живописи XIX века» из собрания самого Соловьёва. На выставке – больше трёх сотен работ. Школьные и ВГИКовские фотографии, фотопробы к фильмам, множество портретов и фотопортретов, пейзажей и фотопейзажей. Читается биография режиссёра, читается в неожиданном ракурсе, поймать который под силу только внимательному и зоркому мастеру. Рассказывают «Новости культуры».

О своей творческой жизни Сергей Соловьев говорит – вспыхнула и пронеслась ярко и быстро, как фотовыдержка в сотую долю секунды. И эту жизнь он стремится запечатлеть и поделиться с теми, кому интересно.

«Все, что вы видите здесь, все фотографии – это одна сотая, пятидесятая, – говорит Сергей Соловьев, – это короткий момент, который обязательно нужно уметь ценить и на нем концентрироваться, уметь его видеть, хотя он такой короткий».

На нестандартных кадрах, далеких от классического формата – рабочие моменты съемок, любимые артисты – они же друзья. Те, кто был и остается важной частью его жизни – и не только в течение сотой доли секунды, когда делались эти снимки. Додин, Друбич, Янковский, Шакуров, Тарковский.

«Фильм Андрея Тарковского “Зеркало” – это, на мой взгляд, самый большой фильм ХХ века, – отмечает Сергей Соловьев. – Он весь построен на анализе частной истории частного человека: частной мамы Тарковского, частной биографии, Андрея и мамы, совершенно частных вещей. Но за этим за всем встает колоссальная судьба – судьба человека, а из множества этих судеб и состоит история, у меня был такой подход, я бы хотел в этой выставке сделать такое собственное зеркало, но фотографическое».

Работу над фильмом «Анна Каренина» Сергей Соловьев начал в 90-х, а завершил в прошлом году. И весь этот долгий процесс отражен в фотографиях – не рекламных и не отчетных. А поставленный во ВГИКе спектакль «Война и мир» остался только на снимках.

«Это Пьер-масон, это Элен, замечательная совершенно спина Элен, которую так подробно описывает Лев Николаевич Толстой», – поясняет режиссер.

Сергей Соловьев признается, ему никогда в жизни не приходило в голову сфотографировать Эйфелеву башню или римский Колизей. А привлекали по-настоящему городские закоулки: их атмосфера и колорит.

А на полотнах его самых любимых русских художников-крепостных – атмосфера и колорит России XIX века. Картины Соловьев покупал на блошиных рынках в разных городах во время съемок.

«Это все неизвестные художники, – поясняет Сергей Соловьев, – но они гениальные художники. Вот, посмотрите внимательно, как странно похож на них Вронский наш – Бойко. Странно похож, ясно, что они – одна семья, мы – одна семья».

Сергей Соловьев признается – фотографирует редко. Просто чувствует момент, когда нужно взять в руки фотоаппарат и запечатлеть жизнь за одну сотую долю секунды.

Новости культуры