17.10.2014 | 16:12

85 лет со дня рождения художника Петра Белова

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения художника Петра Белова. Столичные театралы хорошо знали его благодаря работам в Театре имени Гоголя, а позже – в Театре Советской Армии. Но широкому зрителю имя художника известно благодаря его метафоричным живописным работам на тему сталинского террора. Как-то в разговоре Белов сказал, что «предметом искусства может быть все, что угодно, чуть ли даже не пачка "Беломорканала"». Слова художник обратил в дело. Рассказывают «Новости культуры». 

Обнаженный Мейерхольд с изможденным лицом взирает, как с тюремной фотокарточки. Арест, пытки, расстрел – трагические перипетии судьбы великого режиссера Петр Белов изобразил метафорично. Тело мастера художник срисовал с себя – словно разделяя, пусть и на холсте, его печальную участь. А из-под проталины проглядывает Булгаков – запрещенный при жизни, уже после нее подтвердивший, что «рукописи не горят». В опале и Пастернак, вмурованный в кирпичную стену, из которой пробились только лицо и кисть руки. Белова волновали страдания не только отдельной личности, но и народа в целом.

«Пачка "Беломорканала" – такая сюрреалистическая вещь, и из нее толпы, тысячи людей – это время, это эпоха», – говорит историк театра, первый заместитель художественного руководителя МХТ имени Чехова Анатолий Смелянский.

Люди – это махорка, безликие крохотные существа, которых поглощает пустота пачки. И так было не только в 30-е, когда те, кого нарекли врагами народа, в нечеловеческих условиях строили «Беломорканал». Откуда столько эмоциональной образности у того, кто не сидел в лагерях и чью семью не коснулись репрессии? Феномен творчества Белова до сих пор не разгадан. После инфаркта, неожиданно для всех, известный в узких кругах театральный художник (за плечами сотни спектаклей, 35 лет работы в Театре – сначала имени Гоголя, затем Советской Армии), до этого момента как живописец создававший разве что пейзажи и натюрморты, вдруг занялся совсем другой живописью.

«Он стал одним из символов нового поворота времени, когда вдруг многие вещи стали ясны, когда мы стали свободнее, когда мы стали иначе дышать, когда воздух этот появился – он запечатлел этот воздух», – отметил Анатолий Смелянский.

Петр Белов писал картины для себя, в стол, признавался друзьям, что «чувствует необходимость молча и определенно высказаться». Поэтому звал их по одному тайком в свою мастерскую на Солянку. Белов вообще не собирался выставлять свое творчество широкой публике. За него это сделали друзья, правда, уже после его смерти, – организовали выставку в Доме актера. Цикл из 22 работ был написан художником всего за 22 месяца. Повторный инфаркт в 88-м не дал сделать больше.

«Он успел себя нарисовать – мертвым, летящим в бесконечности, или, скажем, длинная картина, где на стене накоплены его фотографии в детстве, потом он стоит чуть-чуть в профиль и потом он уже мертвый», – рассказывает народный художник РФ Сергей Бархин.

Слава советского художника, так откровенно и публицистично высказавшегося о тоталитарном режиме, мгновенно вышла за пределы Союза. Выставка «сталинского цикла» Белова превратилась в передвижную – побывала во многих странах Европы. С его картин стали делать репродукции целыми разворотами, ими иллюстрировали научные труды по истории СССР, книги и даже фильмы. В 90-е вышла американская лента «Сталин», которая начиналась панорамой произведений Белова. Сам того не зная, художник стал одним из ярких символом гласности.

Новости культуры