17.10.2014 | 09:49

В Москве показан спектакль Эймунтаса Някрошюса "Книга Иова"

В Москве, на международном театральном фестивале «Сезон Станиславского» показан спектакль Эймунтаса Някрошюса «Книга Иова». Литовский режиссёр работал над эскизами к этой постановке и собирал её окончательно в России, в самом дорогом для него месте – в подмосковной усадьбе Станиславского «Любимовка». Минувшим вечером его трактовка библейского текста была продемонстрирована на сцене театра имени Пушкина. Рассказывают «Новости культуры».

«Книга Иова» – второе обращение литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса к текстам Ветхого завета. После пронзительной «Песни песней», он взялся за текст, полный вопросов о смысле страданий, силе веры, любви к Богу. Но ответов на них в его спектакле не найти. Постановка Някрошюса – это, прежде всего, знакомство с текстом самой Книги. И Иов здесь – скорее, собирательный образ людей мучающихся и введенных в искушение.

«Я и по сей день думаю, что это не репертуарный спектакль, – признается актер, исполнитель роли Иова Ремигиюс Вилкайтис. – Речь идет о том, что может случится с человеком один раз в жизни, а из этого делать ежедневную историю… Смотря телевизор, я понимаю – сегодня случаются истории и пострашнее, чем с Иовом».

Сколько толкований происхождения и сути «Книги Иова», столько трактовок может быть и у этой постановки. Под стать особому библейскому слову – здесь скрыто всё за символами и метафорами. Гроздь горящих, горячих электрических лампочек на шее Иова – это груз его страданий и болезней? Как расшифровать медитативный полет ящиков из-под письменного стола? И вратами куда он периодически становится?

«Репетировали, и в один день приехал этот стол, и оказалось, что это стол Някрошюса, который он купил, когда был в Каунасе, – рассказывает актер Вигандас Вадеиша. – Это был его первый письменный стол. Нету режиссера здесь, но есть его вещи как будто. Ездят по всему миру с нами. Для нас это как символ, часть его».

Этот спектакль стал настоящим событием на итальянском фестивале «Цикл классических спектаклей». О нём писали, как о «потрясающе мощном высказывании» и «обнаженно-субъективном произведении». Согласятся ли с этим критики, которые следят за «Сезонами Станиславского» – прочтем совсем скоро.

Новости культуры