30.05.2011 | 10:49

"Неподвижные пассажиры" Филиппа Жанти на Чеховском фестивале

«Неподвижные пассажиры» Чеховского фестиваля. В Москве показали спектакль француза Филиппа Жанти и его постоянного соавтора Мэри Андервуд. Впервые публика увидела постановку в 95-м году. Спустя некоторое время ее закрыли. А в 2009-м восстановили – уже с другой труппой и измененным содержанием и отправили в плавание по миру. «Пассажиры» Жанти путешествуют не только в реальном времени и пространстве. Эпитет «неподвижные» лишь режиссерская провокация. Рассказывают «Новости культуры».

Его всегда очень ждут в Москве в надежде на чудо. Ведь француз Филипп Жанти мастер как раз чудесного жанра. Однако в этом году увидеть его в столице можно только на фото в фестивальном каталоге. Из-за плохого самочувствия Жанти приехать не смог. Теперь за все отвечает его жена и многолетний соавтор Мэри Андервуд.

Мэри Андервуд рядом с Филиппом Жанти уже больше 40 лет. Говорит, их творческий и семейный союз такой долгий и прочный, потому что оба фанатично отдаются работе. Танцовщица по профессии, именно Мэри развернула одного из самых известных кукольников в мире в сторону синтетического театра.

Кому-то происходящее на сцене может напомнить странный сказочный сон. На самом деле – так оно и есть.

«Мы с Филиппом записываем свои сны, - говорит Андревуд. – У каждого свой блокнот. И это – основа наших идей. Потом Филипп закрывается в кабинете, и даже у меня нет права совать туда нос. Когда он выходит с наброском сценария, мы обсуждаем то, что у него получилось. Я обычно, вношу все, что связано с движением».

Танец, драматургия, пластика, цирковые элементы создают то самое метафорическое притчевое действо, в котором безошибочно узнается почерк Жанти.

Предметы, объекты, куклы – здесь все очень важно. Например, крафтовая бумага. Ее покупают в специальном месте и всегда возят запасной рулон. От ее качества зависит уровень взаимодействия с ней артистов. Бумага шуршит сквозь весь спектакль, она – постоянный партнер живых людей.

«Нам Филипп никогда не рассказывает, чего он от нас хочет и ждет. Он задает нам некий образ, линию и мы сами уже ищем эмоции и смыслы. То, что ему нравится, он сохраняет. А вот во время спектакля мы уже импровизируем, только если предметы нас не слушаются. Мы-то воспринимаем их как партнеров, а они нас – нет», - рассказывает актер Симон Ти Ранн

Во время работы над спектаклем многое рождается из актерских импровизаций. В такое даже сами актеры не всегда верят. Приходится доказывать им их же возможности.

«Было очень забавно – некоторые актеры после репетиций подходили ко мне в слезах и говорили: Мэри, ты заставляешь меня сделать что-то, чего я совсем не могу. Я же не танцор! Я отвечаю: да ты же сам это придумал! – Я?! Нет, я не мог, я не танцор. И тогда мне приходится показывать записи их импровизаций!», - рассказывает Мэри Андервуд.

Набор фантастических картин сменяет друг друга, вызывая эмоции сильные и разные.

«У Жанти структура спектакля такова, что вчитывать туда можно бесконечное количество смыслов, - говорит театральный критик Марина Давыдова, - здесь создатель и созданный, творец и сотворенный, они тоже меняются все время местами. И все так зыбко и изменчиво».

В спектакле мало слов, а те, что есть, звучат на разных языках мира.

Сколько бы люди не передвигались по миру, истинное путешествие происходит внутри них. Неподвижными Жанти назвал их как раз для того, чтобы подчеркнуть внутреннее движение. Только когда полный зал театра Моссовета разразился восхищенной овацией, артисты труппы Филиппа Жанти выдохнули с облегчением. Играть в отсутствие своего мастера – особое и непростое испытание.

После показов в Москве «Неподвижные пассажиры» Филиппа Жанти двинутся в Воронеж на Платоновский театральный фестиваль.

Все материалы по теме>>>