15.10.2014 | 10:37

В Пушкинском музее – фотовыставка из собрания коллекционера Лолы Гарридо

Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет фотовыставку из собрания испанского коллекционера Лолы Гарридо. В экспозиции – портреты, созданные классиками фотоискусства с конца XIX века до наших дней. Каждый снимок – это мнение автора, его интерпретация. Главный герой фотографа – время, а люди для него – ориентиры, вехи истории, символы эпохи. Одними из первых выставку увидели «Новости культуры». 

Как и когда лица, запечатленные знаменитыми фотографами на пленку, перестали походить на портреты кисти великих художников? И чьи и какие фотографии стали самостоятельно диктовать каноны красоты и моды? Эта новая выставка в ГМИИ имени Пушкина очень подробно отвечает на эти вопросы.

Первые «цветные автохромы» американца Эдварда Стайхена напоминают импрессионистов. А в фотографиях сюрреалиста Рене Магритта снова визуальные загадки и философский подтекст.

«Очень много фотографий, которые вообще передают атмосферу времени. Через портрет, и тут не только портрет. Мы не можем сказать, что знаменитое изображение «утюга» Манн Рэйя – это чистый портрет. Одно из главных направлений музея – это работа с частными коллекционерами, с личными собраниями, показать авторский взгляд человека, собирающего коллекцию», – говорит директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.

В данном случае речь о Лоле Гарридо. Признанный эксперт по вопросам арт–рынка в Европе, эти фотографии она коллекционирует 35 лет. Название для выставки в России – «В потоке времени…» – очень ей пришлось по душе!

«Для фотографии не существует такой категории, как «время». Или так: она связана сразу с тремя временами! В снимке мы ловим момент, «настоящее», которое тут же становится «прошлым». А смотреть на него будут в «будущем». Фотография – это уникальное свидетельство, документ!» – убеждена Лола Гарридо.

Например, выразительный и душераздирающий документ эпохи Великой американской депрессии – снимок Доротеи Ланж «Мать–переселенка».

«Если я скажу, как вам, что ей 38 лет, вы не поверите мне, наверное. Мы знаем, что она только что продала шины от своей машины, чтобы просто накормить детей. И в этот момент Доротея Ланж ехала на своей машине и видела, как они расположились на обочине со своей машиной, но уже без колёс», – рассказывает куратор выставки Ольга Аверьянова.

В истории фотографии это один из самых тиражируемых кадров, как и тот, что висит рядом. Его называют «Портретом смерти». Роберт Каппа снял солдата в момент гибели во время Гражданской войны в Испании. Фоторепортёр вывел свою формулу: «Если у вас получилась не очень хорошая фотография, вы не достаточно близко стояли к объекту». А вот Филипп Халсман чуть не пожалел о том, как свободно и легко держала себя начинающая актриса Мэрлин Монро на его фотосессии для обложки Life.

«Он говорил: "Нас было трое – я, помощник и камера. И энергетическая, сексуальная напряженность была до такой степени, что, как он писал, если б кто–то из нас ушел, что–нибудь бы случилось"», – добавляет Ольга Аверьянова.

А вот о своей работе в целом Халсман писал: «Меня всегда притягивали человеческие лица. Каждое пытается ускользнуть, лишь иногда мимолетно приоткрывает тайну хозяина. Охота за этими откровениями стала целью и страстью моей жизни». Наверное, и жизни каждого известного портретиста.

Новости культуры