15.10.2014 | 21:21

Выставка "Свет Шамбалы" открылась в Музее Востока в Москве

В Музее искусств народов Востока открылась выставка «Свет Шамбалы». Она посвящена двум датам: 140-летию со дня рождения Николая Рериха и 110-летию его сына Святослава. Значение вклада этой семьи в мировую культуру до сих пор оценено не в полной мере. Творческое наследие только Николая Рериха составляют более семи тысяч художественных работ. Открытия происходят до сих пор. Открытием можно назвать и одну из картин, представленных на выставке. Рассказывают «Новости культуры».

На первый взгляд – просто портрет, выполненный карандашом. На самом деле – рисунок, сделанный художником в состоянии транса. Этими  «автоматическими», как их называют,  рисунками Николай Рерих и его сын Святослав фиксировали образы, приходящие к ним в момент медитации. Такие работы использовались потом в качестве материала для больших полотен. Восемь рисунков из коллекции Нью-Йоркского Музея имени Николая Рериха в Москве представлены впервые.

«Очень важно показать публике этот путь Рериха, творческий, философский, его оригинальность, основы и развитие его учения. И мы очень счастливы, что делаем это здесь», – говорит директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниил Энтин.

Вся выставка – длинное путешествие. Как и жизнь самого Николая Рериха и его семьи. Организаторы и участники Центрально-Азиатских и Маньчжурских экспедиций, они мечтали найти «свет Шамбалы». Это страна счастья, скрытая от глаз за вершинами Гималаев. Легенды о ней и о вновь пришедшем на землю Будде – в основе сюжетов восточных картин Николая Рериха. Среди них – нетипичное для художника изображение буддийского божества. Картина «Свет Азии» занимает особое место в экспозиции.

«Во-первых, потому что она была до сих пор известна только по черно-белым фотографиям. Во-вторых, она чрезвычайно необычна для творчества художника. Здесь мы видим образ Будды в абсолютно буддийском, каноническом исполнении, что наводит на мысль о том, что, наверное, художник обратился к помощи тибетского иконописца», – рассказывает куратор выставки Дмитрий Попов.

На выставке – книги и переводы жены Николая Рериха Елены. Правда, под мужским псевдонимом – Искандер Ханум. Семья Рерихов создала свое религиозно-философское учение – Агни-Йога. Объединили западные и восточные философские традиции.

«Вот эта философская составляющая очень отчетливо проявляется в его картинах. Я бы сказал словами Андреева: “Это человек-Вселенная”», – поясняет заместитель генерального директора  Государственного музея Востока Тигран Мкртычев.

В последний год жизни Николай Рерих переписывает одну из своих картин. В очертаниях скал угадывается профиль самого художника. В названии, кажется, тоже символ. «Клад захороненный», как завещание художника – искать то ценное, что не лежит на поверхности.

Новости культуры