14.10.2014 | 15:09

Спектакль "Платонов" в постановке Люка Персеваля

В рамках фестиваля «Сезон Станиславского» драматический театр из бельгийского Гента показал спектакль «Платонов». На сцене Театра имени Пушкина свою версию ранней пьесы Чехова представил Люк Персеваль. Знаменитый режиссер известен своими ультрасовременными интерпретациями классики. Особую приверженность испытывает к Чехову. В репертуаре его театра есть «Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов», «Вишневый сад». Историю «Платонова» Персеваль решил рассказать в медитативном темпе, что позволило лучше разглядеть знакомые чеховские персонажи. Рассказывают «Новости культуры». 

Люк Персеваль известен тем, что театр от жизни не отделяет. Каждое утро – до начала репетиций – он вместе со своими актерами занимается йогой. Это часть его театрального метода. Работая над спектаклем, Персеваль просил фламандских актеров ездить в московском метро – вглядываться в лица людей, чтобы лучше понять природу человеческих поступков. Все-таки играть Чехова на родине драматурга – двойная ответственность.

Персеваль чеховского Платонова уже ставил восемь лет назад, в Берлине. В тот раз перенес на сцену каждую чеховскую фразу, каждую букву. С тех пор его отношение к пьесе и восприятие героя изменились очевидно – нынешний спектакль короче первого на два часа.

«Я понял, что это юношеское произведение Чехова, и он много сил прилагал, чтобы как можно более просторно себя выражать. И мне показалось, что сейчас пьесу важно свести к ее сути. Да, это классическая история Дон Жуана. Многие любовные отношения Платонова с разными женщинами не делают его счастливее. Но такова человеческая натура – всегда ненасытна. Но вечная жажда приводит к тому, что человек сам себя ломает», – говорит Люк Персеваль.

Персиваль не разделяет романтического представления многих режиссеров об инсценировках идиллической жизни в деревне XIX века, пряного лета, льняных костюмов. Он просит фламандских актеров вспоминать их семьи, живущие за городом, в своих близких или соседях распознавать персонажей знаменитого русского писателя. Старается привить очень личное восприятие данного материала.

«У меня, как и у Люка, уже был опыт с Платоновым. Но сегодня он для меня скорее – антигерой нашего времени. Да и режиссер попросил меня играть его как кто–то, кто не хочет это играть. Актер, который не хочет играть персонажа. Не вкладывать в него энергию, душу. По принципу: чем меньше – тем лучше. Чем больше – тем хуже. Так что я и играл его маленьким, небольшим героем», – рассказывает актер, исполнитель роли Платонова Берт Луппес.

Актеры говорят на особом местечковом диалекте, добавляющем их речи певучести и особой меланхолии. О последней, впрочем, есть еще кому позаботиться. Йенс Томас – известный в Германии джазовый музыкант – не впервые участвует в спектаклях Люка Персеваля. Вместе они делали ставшего легендарным «Отелло». С тех пор их совместные спектакли приглашают и на джазовые фестивали.

В «Платонове» Томас – полноценный соавтор – импровизирует все полтора часа спектакля. Его музыка и голос делают постановку мелодраматичной, задают тот градус чеховской интонации, к которому стремится режиссер, и про которую говорит, что встречает ее – фирменную чеховскую – на лицах людей в разных гостиных во всех странах мира.

 

Новости культуры