14.10.2014 | 12:13

От Рафаэля до Тициана: выставка итальянских рисунков в музее Штеделя

В собрании музея немецкого города Штеделя – одна из самых выдающихся в Германии коллекций рисунков итальянских художников эпохи Возрождения. Работы Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, Тициана и малоизвестных художников, а также неподписанные произведения XV и XVI веков – всего около 450 рисунков, в которых можно увидеть отражение переворотного периода в истории Европы: времени межконфессиональных распрей, научных достижений и открытия Америки. На выставке, которая проходит с 8 октября 2014 года по 11 января 2015, представлены девяносто из них.

Ядро экспозиции – рисунки эпохи Позднего Возрождения, начала XVI века. Они интересны не только совершенством исполнения, но и тем, что иллюстрируют различные направления в искусстве того времени, методы работы художников и функции рисунков. Выставка является частью масштабного проекта, в рамках которого были тщательно исследованы работы до 1600 года. Многие из них изучались впервые.

Экспозиция начинается рядом немногих сохранившихся рисунков XV века. Сюжеты этих пятнадцати работ различны: от изображения четырёх элегантных готических фигур из круга Пизанелло и впечатляющих набросков траурной сцены, выполненных венецианским художником Марко Дзоппо, до рисунка смотрящего вверх мальчика авторства неизвестного венецианского мастера. Во второй части экспозиции акцент поставлен на достижениях художников, причисляемых к эпохе Позднего Возрождения – относительно небольшого периода с 1500 по 1525 годы. В это время искусство Европы в корне изменило своё направление и находилось на этапе «высшего совершенства». Период отмечен творчеством Фра Бартоломео и Микеланджело во Флоренции, Рафаэля в Риме, Корреджо в Парме и Тициана в Венеции – работы всех этих мастеров можно увидеть на выставке. Группа рисунков с 1525 года до конца XVI века представлена двумя разделами: работы художников центральной Италии и рисунки мастеров итальянского севера, обширной территории от Генуи до Венеции. Экспонаты первой группы расположены в хронологическом порядке и посвящены темам демонстрации силы, власти и подчинению – к ним относится эскиз потолочной фрески для Палаццо Веккьо работы Бронзино. Также есть рисунки, служившие инструментами планирования или презентации. Работы севера Италии сгруппированы по географическому критерию – от Лигурии на западе до Венето на востоке. Во времена Ренессанса искусство этих мест не было единым – территория состояла из различных политических округов, в некоторых из них развивались собственные стилистические формы. В разделе представлены: «Венера, оплакивающая смерть Адониса» Луки Камбьязо из Генуи, «Поклонение волхвов» Пармиджанино из Пармы и «Рисунок головы "Джулиано Медичи Микеланджело"» работы Тинторетто, созданный предположительно после выполнения им скульптуры в часовне Медичи во Флоренции.

Как отметил в интервью информационному порталу Artdaily куратор выставки Йоахим Якоби, рисунок считается одним из самых ценных продуктов творчества художника, ведь он содержит в себе замысел мастера, его первый творческий порыв. Произведения, отобранные для этой экспозиции, позволяют по-новому взглянуть на эпоху Позднего Возрождения и узнать о ней много интересного.

tvkultura.ru