13.10.2014 | 18:38

В Пушкинском музее выставлена коллекция древнего кипрского искусства

В Пушкинском музее впервые выставлена коллекция древнего кипрского искусства. Все экспонаты требовали длительной реставрации и до сих пор хранились в запасниках. За тысячелетия своего развития культура древнего Кипра вобрала в себя черты многих Средиземноморских цивилизаций. Но долгое время её рассматривали только в контексте эллинистической или древневосточной культур. Рассказывают «Новости культуры».

Адорант – керамическая фигурка с  приложенной к сердцу рукой. В третьем тысячелетии до нашей эры на острове Кипр жители приносили их в святилища как жертву и благодарность. Сегодня они рассказывают зрителям свою историю.

«Здесь много всего. Здесь храмовые мальчики. Это жертвенная статуэтка – замена реальной жертвы ребенка, которые были во всем семитском кругу, как вы знаете», – говорит куратор выставки Людмила Акимова.

Несмотря на то, что населявшие древний Кипр народы создали неповторимую своеобразную культуру, до XIX века все серьезные мировые ученые игнорировали ее как отдельное явление. И только в XIX веке у древних киприотов появился шанс занять свое место в музейном табеле о рангах. Стали появляться первые выставки, издаваться научные труды. Но в середине XX века над этими экспонатами нависла другая угроза. В 1945 году, после освобождения советскими войсками Германии диверсанты взорвали бункер с находившимися там ценностями из нескольких берлинских музеев.

«Это результат военных действий и диверсии со стороны американцев, как предполагается. То есть они пострадали в бункере, когда уже контроль над Берлином был у советских войск. Чтобы никому не досталось», – рассказывает Людмила Акимова.

По словам реставратора Дмитрия Калиничева, древние кипрские амфоры тогда превратились практически в пыль. Если что-то и оставалось, так это груда черепков, которые за неимением рисунков и фотографий не представлялось возможным собрать воедино. До 2000 года. Тогда весь отдел реставрации керамики Пушкинского музея взялся за невероятно трудную и кропотливую работу.

«Вот в этой витрине показаны вещи, восстановить которые еще только предстоит. Сейчас они в том виде, в каком была фактически вся эта коллекция изначально», – поясняет художник-реставратор Дмитрий Калиничев.

Глядя на эту амфору трудно поверить, что она была собрана более, чем из 100 отдельных фрагментов. Но здесь есть и экспонаты, дошедшие до наших дней в первозданном виде. В Пушкинский музей они попали из двух частных коллекций: известного русского археолога графа Алексея Уварова и советского дипломата, первого посла на Кипре Павла Ермошина. Планируется, что после реконструкции Пушкинского музея, в нем появится отдельный зал, посвященный кипрскому искусству.

«Наше главное музейное здание, в котором мы сейчас находимся, будет посвящено экспонированию коллекции Древнего мира. И мы покажем значительно и существенно более того, что мы видим сегодня, поскольку мы ограничены пространством», – комментирует директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак.

А пока островок кипрской культуры занимает место в греческом Олимпийском зале.

Новости культуры