10.10.2014 | 18:45

"Нюрнберг" – новый спектакль в репертуаре РАМТ

В эти минуты в Российском молодежном театре дают премьеру. «Нюрнберг» – новая постановка Алексея Бородина по сценарию Эбби Манна к фильму «Нюрнбергский процесс». Он вышел на экраны в 1961 году и номинировался на 11 «Оскаров». В основе сюжета – реальные события «малых» нюрнбергских процессов, которые вплоть до  1949 года проводил трибунал, созданный военным командованием США. На скамье подсудимых тогда были нацистские деятели – военные, врачи, бизнесмены, юристы. Рассказывают «Новости культуры».

Массивные темного дерева стены – легендарный нюрнбергский «зал 600». В нем судят судей. Тех, кто создавал законы Третьего рейха, позволяющие, к примеру, казнить евреев за связи с арийцами, или стерилизовать неугодных по идеологическим, религиозным, политическим мотивам. 1947 год. Уже казнены руководители Третьего рейха. Германия старательно налаживает мирную жизнь: немцы ходят в оперу, в кабаре, проводят национальные праздники… И судят здесь благополучно, комфортно, уютно, за ужином.

«И когда зал суда превращается в ресторан или в варьете – это образ такой важный и показательный. Образ того, как переворачивается все», – говорит художественный руководитель Российского академического Молодежного театра, режиссер Алексей Бородин.

Верхушка судебной власти фашистской Германии оправдывается – они не знали масштаба жертв и лишь следовали законам Рейха. Они уверены, что избегут наказания – между СССР и США разгорается холодная война. И американцы ищут союзников: «Мы должны заручиться поддержкой немцев. Мы нуждаемся в ней. А заключать лидеров нации на долгий тюремный срок – это не самый лучший способ их расположения».

И вроде бы уже можно свернуть судебный процесс. Но с обеих сторон появляются те, для кого истина дороже. Нацистский судья Эрнст Яннинг, уже почти оправданный защитой, вдруг признает свою вину. Чем дольше он произносит свой неудобный монолог, тем враждебнее к нему общество: «У нас была демократия, но ее разрывало изнутри. Это была лихорадка отчаяния, бесчестия, голода. Только поняв это, вы поймете, что для нас значил Гитлер. Именно он сказал нам: “Поднимайте головы! Будьте горды тем, что вы немцы! Среди нас живут дьяволы –коммунисты, либералы, цыгане, евреи. Как только они будут уничтожены, все наши бедствия кончатся”. Те, кто понимал, к чему это ведет, почему мы не проронили ни слова? Почему мы приняли в этом участие?»

Американский судья Хейвуд, вопреки уговорам соотечественников смягчить приговор, тоже делает выбор «по совести» – дает обвиняемым пожизненные сроки.

«Никакая истина не заставит нас сделать несправедливость. Оставаться человеком в любой ситуации. Быть совестливым человеком тяжело, играть его на сцене еще тяжелее», – поясняет актер Александр Гришин.

Уместны ли разговоры «о совести», если известно, что через пять лет те же нацистские судьи выйдут на свободу, и пожизненно будут получать хорошие государственные пенсии? Уместны, считает Алексей Бородин, и призывает зрителей не забывать уроки истории и помнить, что конформист – это сам себе изменник.

Новости культуры