09.10.2014 | 19:47

Башкирский театр драмы привез в Москву "Шауракэй"

В Москву приехал Башкирский государственный театр драмы имени Мажита Гафури. В течение нескольких дней на сцене «Сатирикона» артисты играют свои лучшие спектакли. Гастроли в столице приурочены к юбилею театра из Уфы. 95 лет назад он открылся музыкальной комедией Мухаметши Бурангулова – знаменитого башкирского поэта, драматурга и фольклориста. Сегодня постановка «Шауракэй» – один из самых успешных и любимых зрителями спектаклей этого театра. Рассказывают «Новости культуры».

Пока в фойе зрителей угощают традиционными башкирскими лакомствами – чак-чаком и баурсаком, за кулисами следят за тем, чтобы этот пушистый артист далеко не убежал.     

Хонорик – гибрид хорька и норки – символ Уфы и спектакля, который приехал из столицы Башкортостана. Главная героиня – Шауракэй – на сцене почти не расстаётся со зверьком.  

«Это как моя душа получается. Насколько человек близок с природой. Поскольку он стремится к тому, чтобы быть свободным», – поясняет актриса Ирада Фахлаева.

Песня и легенда о Шауракэй, которые легли в основу этой комедии, родились у древних башкир. Они вели тогда кочевой образ жизни, мужчины постоянно гибли во время набегов.

«Не только у башкирского народа, но и у других тюркских народов есть обычай – если старший брат уходит из жизни, а у него семья остается, чтоб из рода его не уходил калым, богатство, которое принесла с собой жена – её выдают за младшего брата», – рассказывает художественный руководитель Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженный артист России Олег Ханов.

Весь курьёз этой истории в том, что младшему восемнадцатилетнему брату пришлось взять в жены женщину втрое старше него с сыном – вдвое старше. За этого взрослого мужчину пытаются выдать юную Шауракэй – в то время как любит она его молодого отца!

«Играть сегодня полностью современным парням тех, которые жили – не очень правдоподобно, поэтому актеры выходят к зрителям в начале спектакля, шутят, объясняют, кого они будут играть, потому что история то запутанная! Когда молодой парень говорит «сын» пятидесятилетнему!» – говорит режиссер Айрат Абушахманов.

Национальный колорит подчеркивают и старинные музыкальные инструменты. Например, кылкубыз – двухструнный предшественник скрипки. 

«Он издает такие степные звуки, чтобы было подражание ржанию лошадей, колыханию ковыля», – комментирует музыкант Дина Архипова.

Звучит здесь и древняя башкирская флейта – курай, сделанная из высушенных стеблей огромного уральского зонтичного растения, – его цветок, кстати, изображен на флаге Башкортостана. А московскую публику ждут ещё четыре постановки, наполненные колоритом этой республики.

Новости культуры