09.10.2014 | 10:49

В репертуаре МХТ имени Чехова появился спектакль о Первой мировой войне

В афише МХТ имени Чехова новое название «19.14». Смысл этих цифр считывается безошибочно в год столетия начала Первой мировой войны, о которой у Ремарка, сказано: «Всякому приличному кайзеру нужна, по меньшей мере, одна война, иначе он не прославится» (из романа «На западном фронте без перемен»). Как раз из книг Эриха Марии Ремарка черпал знания о событиях вековой давности режиссёр постановки Александр Молочников, так он сам говорит. Его спектакль – это и есть ответ на вопрос, что такое Великая окопная война. В какой-то момент было решено, что на реализм претендовать не стоит, и возник такой жанр постановки как кабаре. Диалоги сочинил драматург Александр Архипов при участии писателя Всеволода Бенигсена. Специально для острого, в духе Брехта, спектакля Дмитрий Быков написал зонги. Рассказывают «Новости культуры».

Еще до начала спектакля «19.14», зритель погружается в тему Первой мировой. Здесь – фотовыставка художника Николая Симонова. И снимки того, военного времени. А на экране – тизеры, созданные в духе немого кино. Специально для спектакля.

Это инсценированные актерами МХТ зарисовки из жизни европейцев 100 лет назад. На сцене – истории уже других людей. Но все они об одном. О бессмысленности и даже абсурдности той войны. Такой, как на сцене МХТ, она, кажется, еще не представала.

«Вот мы смотрели с Табаковым позавчера. Вместе сидели, – рассказывает первый заместитель художественного руководителя МХТ имени Чехова Анатолий Смелянский. – Я-то уже смотрел второй раз, он первый раз. Но вот я видел, как он, который много посмотрел в своей жизни спектаклей, потянулся вперед вдруг. Не буду, предварять, что и как. Но несколько замечательных актерских работ, существующих на этом острие “19.14”»

Декорации в красном цвете, громкая музыка и шуточные стихотворения на серьезные темы. Здесь сложно различить звуки выстрела пробки шампанского и стрельбы из пистолетов.

Некоторые зрители сидят не в привычных креслах. За столиками – прямо у сцены. Спектакль начинается не в 19:00, а ровно в 19:14. Хозяин здесь – Конферансье, как и положено в кабаре.

«У нас был выбор, естественно – пойти по пути очень драматическому, какому-то документальному, – говорит исполнитель роли Конферансье Артем Волобуев. – Но в процессе работы поняли, что это не совсем верно для нас. Кабаре дает возможность очень весело, смешно начать и ввести даже немножечко в заблуждение всех зрителей и расслабить, чтобы в финале донести именно то, что мы хотим».

Конферансье рассказывает истории солдат. Ганс и Гюнтер, Жак и Жан – образы собирательные. Французы и немцы проходят путь от утопичных фантазий и патриотизма к полному опустошению. Сначала эта война кажется забавным приключением. Расставаясь с любимыми женщинами, были уверены: воевать идут ненадолго.

В роли режиссера Александр Молочников впервые. Дебют. И сразу о войне. Тема не напугала. Заставила поехать во Францию, в музей Первой мировой. Узнать хотелось не только факты, личные истории людей.

«Честнее будет сказать, что я ничего о ней не знал, кроме того, что убили Фердинанда и пустили впервые газ, – признается Александр Молочников. – Очень много было того, о чем я не мог даже подумать. И в том числе даже какие-то очень абсурдные вещи, свидетельствующие об идиотизме этой войны и отсылающие к мыслям об идиотизме войны вообще».

Совсем скоро увидят премьеру спектакля и зрители. Пока идут предпремьерные показы. Вспомнить о войне, чтобы навсегда о ней забыть.

Новости культуры