09.10.2014 | 19:45

В Третьяковской галерее открылась выставка "Обложка – лицо книги"

Показать книжную обложку как самостоятельное художественное произведение – задача выставки, которая открылась в Третьяковской галерее. Обложка, по сути, – паспорт издания. По нему можно «считать» характер книги, примерно определить её адресата. Какими путями шло развитие книжной графики после революции 1917 года – репортаж с выставки, расположившейся на Крымском валу. Рассказывают «Новости культуры».

Выставка «Обложка – лицо книги» на первый взгляд способна заинтересовать разве что библиофилов. Но если брать в расчет, что все эти книги создавались задолго до появления телевидения, то экспозиция, по словам кураторов, превращается в увлекательное путешествие по истории визуальной культуры начала прошлого века. Учитывая, что Третьяковская галерея показывает не тиражные вещи, а оригинальные произведения, выставка становится по-настоящему уникальной.

«Книжная графика, если она прошла через редакцию и типографию, очень часто теряет свое качество за счет производственного процесса, и поэтому многим трудно сохранить первозданный облик. Но к нашему счастью многие сохранили», – говорит куратор выставки Наталья Адаскина.

У зрителей есть возможность сравнить: авторский эскиз и готовую книжную обложку. Кураторы выставки фокусируют внимание на переломном этапе – первых двух десятилетиях после революции. Тогда одновременно существовало несколько подходов к оформлению книг. Одни художники работали исключительно со шрифтами, как, например, Эль Лисицкий. Другие видели в книге объект, который нужно сконструировать от и до. К ним относился знаменитый книжный график Владимир Фаворский.  Третьи предпочитали тонкий рисунок. Это работы художника Бориса Кустодиева.

«Вы здесь заметите, что книжной графикой занимались большие мастера живописи. Тот же самый Кустодиев, которого вы видели. Работы Кустодиева – мы даже книги не могли найти, издания эти утрачены. И люди, когда придут к нам, они, по крайней мере, увидят обложки этих книг и, может, заинтересуются текстом, почитают», – рассказывает куратор выставки Людмила Смирнова.

На выставке можно увидеть самые разные книжные обложки. Начиная от копеечных изданий «Народной библиотеки», печатавшей русскую классику на дешевой бумаге. Главной целью таких изданий было просвещение народа. И заканчивая респектабельным изданием «Академия». Но и в первом, и во втором случае художники подходили к книге, как режиссер к театральной пьесе. Они становились соавторами писателей, иногда спустя много десятилетий после написания книги.

Новости культуры