24.10.2012 | 10:42

Сегодня 70 лет со дня рождения кинорежиссера Динары Асановой

Режиссер, ставший голосом молодого поколения. Сегодня – 70 лет со дня рождения Динары Асановой. Она прожила чуть больше 42-х лет, сняла 12 фильмов. Но многие из них в 70-е годы стали культовыми. Ее ленты заставляли задуматься, про них говорят и говорили: умное кино. Это всегда откровенный, напряженный и очень личный разговор режиссера со зрителем. Рассказывают «Новости культуры».

 

Кинорежиссер Динара Асанова всегда ставила вопросы остро. Чистая душа, которая сталкивается с предрассудками, формализмом, предательством – этот романтический сюжет – в основе всех ее фильмов.

Во ВГИК скромная девушка из Киргизии поступила по направлению. Однокурсники вспоминают – полтора года Динара просто сидела и молчала. Кода начала снимать – оказалась изысканно образованным знатоком мировой культуры.

«Самая главная Динарина черта и как человека, и как женщины, и как режиссера – она была стопроцентно неформатный человек, – вспоминает режиссер Сергей Соловьев. – Вот неформатный человек. И картины ее неформатные, и происхождение ее неформатное, и судьба ее неформатна. Все вылезало из привычных понятий, привычных рамок».

Свои главные ленты Динара Асанова сняла о подростках. Но это – совсем не детское кино. То, как она работала – повторить невозможно. Никаких репетиций. Во время съемок – много импровизаций. Так стремилась к подлинности, достоверности, правде, что в художественном кино возникает эффект документальных съемок. С юными актерами добивалась полного доверия. Часами говорила с ними о том, что такое дружба, предательство, любовь.

«Она как-то умудрялась со всеми ребятами разговаривать на равных, – говорит актриса Елена Цыплакова. – То есть не с детьми сюсюкать, а работать на равных. Если ты работаешь, значит, ты такой же полноправный член группы. Разговоры были очень серьезные. Вообще, она такой, наверное, прирожденный учитель».

«Динара чувствовала потенциально личности, которые хотят развиваться, хотят иметь свое мнение, хотят в этом мире думать, чувствовать, любить», – отмечает актриса Ольга Машная.

70-е – время застоя и формализма. Но в эти годы вырастает поколение, которое стремится обрести иные, «внесоветские» ценности. В атмосфере тотальной цензуры Асанова умела сказать все, что хочется. Формула ее творческой свободы – исследовать моральные вопросы так остро и глубоко, что становились ясны проблемы социальные.

«Она не придумывала сюжеты, – рассказывает кинокритик Сергей Лаврентьев. – Она этого не делала, она брала камеру, шла на улицу и этой камерой высматривала какой-то сюжет. Она его раскручивала, разворачивала и показывала нам, во что этот сюжет может вылиться».

Казалось, Асанова не щадит себя, раздаривает всем, с кем соприкасается. Режиссера не стало в 1985-м, С тех пор так много пережили – ее актеры, кинематограф, страна. Но главный для нее вопрос стал еще острее: как в мире, где столько фальши, сохранить себя?

Читайте также: 

70 лет со дня рождения Динары Асановой