06.10.2014 | 17:40

Первым посетителям Античного зала в Архангельском представят картину "Тесей и Пирифой"

Совсем скоро первых посетителей примет Античный зал усадьбы «Архангельское». Как и весь дворец, почти 30 лет назад он был закрыт на реставрацию. Владелец усадьбы князь Юсупов особо гордился этим залом, называл его «Антиковый». В нём были собраны уникальные артефакты, найденные при раскопках. Пока они еще находятся в фондохранилище. Одной из первых публике будет представлена центральная картина зала – «Тесей и Пирифой», которую Николай Юсупов приобрел в Париже в 1806 году. Рассказывают «Новости культуры».

Тесей борется с кентаврами, помогая другу, царю лапифов Пирифою спасти невесту. Сюжет древнегреческого мифа автор картины Анжелика Монжес немного переиначила: вместо кентавров изобразила всадников. Сегодня в России (кроме Архангельского) больше нигде не найти работ этой художницы – протеже знаменитого Давида. Такого «эксклюзива» могло бы и вообще не быть, если бы не уговор Юсупова и знаменитого мастера – основоположника французского неоклассицизма.

«Он хотел заказать картину у самого Давида, но Давид поставил ему условие: “Пусть сначала моя ученица Анжелика Монжес напишет для вас картину”. Причем, были запрошены очень не малые деньги за эту картину», – рассказывает директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Андрей Бусыгин.

Полотно, возраст которого больше двух столетий, реставрировали полгода. Тяжелее всего было залатать без швов пятидесятисантиметровую дыру, зиявшую на месте облака. По иронии судьбы, «травму» нанесли в 85-м году, когда была затеяна глобальная реставрация. «Тесея и Пирифоя» случайно продырявили сапогом военные, которых попросили заняться транспортировкой ценных предметов в фондохранилище. В то время подмосковный Версаль был в ведомстве министерства обороны. Но на перемещении экспонатов всё и закончилось. Нестабильное время и, как следствие, отсутствие финансирования, дали о себе знать. И «реанимацию» отложили на три десятилетия. Возобновили лишь в наши дни. «Операция» прошла успешно.

«Края ниток одного холста подгоняем к краям ниток другого холста, где не хватает – выбираем старые нити из боковых кромочек и скрепляем этот прорыв без заплаты – такая художественная штопка», – говорит художник-реставратор Вячеслав Понкратов.

Кроме картины, реставрируют и ее обрамление – деревянную раму, украшенную сусальным золотом. Смастерили ее в начале XIX века местные Кулибины – позолотчики, резчики, столяры, бывшие крепостными Юсупова. Не то чтобы князь решил сэкономить, используя бесплатный рабочий труд, – просто перевезти раму – размером с комнату – из Франции было в то время почти невозможно.

«Размер у рамы – четыре на пять – это серьезно. И поэтому была создана мастерская здесь на территории Архангельского, и они изготавливались здесь. Они имеют совершенно характерный вид – они узнаваемы», – поясняет художник-реставратор Дмитрий Синельников.

Узнают ли античный зал после реставрации те посетители, которые успели до 1985 года побывать в нем – неизвестно. Тогда экспозиция была оформлена в музейных традициях. Сейчас же ее создают с ориентиром на исторические описи. И она будет выглядеть так, как это было при Юсупове-старшем. Прикоснуться к той эпохе уже можно – чего стоит хотя бы недавно воссозданный роскошный интерьер императорского зала? Где еще увидишь паркет, по которому ходили императоры династии Романовых? Совсем скоро число залов Большого дворца, открытых для публики, увеличится – и можно будет поближе узнать о месте, которое должно «удивлять и восхищать» – именно так определил предназначение Архангельского когда-то сам Юсупов.

Новости культуры

Читайте также:

Античный зал усадьбы "Архангельское" вновь примет посетителей