06.10.2014 | 10:13

Скончался Юрий Любимов

Не стало Юрия Петровича Любимова – он умер накануне в Боткинской больнице. Ему было 97. Соболезнования родным и близким выдающегося режиссера направили президент России и председатель правительства. Уход Любимова – колоссальная потеря не только для близких. С его смертью в русской театральной культуре завершилась целая эпоха, которую, без сомнения, можно назвать «любимовской». Рассказывают «Новости культуры».

Неоконченной, последней работой Юрия Любимова останется опера-буфф «Школа жен» по Мольеру в театре «Новая опера». Увлеченный замыслом, он придумывал роли, какой будет музыка, оформление.

Когда-то успешный актер театра Вахтангова Юрий Любимов сам выходил в роли Мольера. Переиграв в театре всех героев-любовников, Юрий Любимов отправился в самостоятельное режиссерское плавание в – без малого – 50 лет. Многие говорили тогда: позднее начало. Никто не думал, что Любимов-режиссер проявится куда больше, чем Любимов-актер, и сделает так много.

«Творчество Юрия Петровича и его мировоззрение были всемирны, что очень важно сейчас в наше время, – отмечает сценограф Борис Мессерер. – Он был гражданином мира. Он делал спектакли в Италии, в Лондоне, в Нью-Йорке, в США и всюду имел признание».

Спектакли Юрия Любимова взорвали советский театр. Он брался за самый актуальный материал, остро чувствовал болевые точки времени. Для создания Таганки – «острова свободы в несвободной стране» – требовалась завидная воля. О его театре говорили: «самый авангардный в СССР» и «самый посещаемый в столице». Таганка не могла вместить всех желающих – люди буквально «висели на люстре».

«Наверное, Юрий Любимов рожден был связать распавшиеся связи великой культуры, – говорит народный артист России Вениамин Смехов. – Того, что было когда-то и именуется именами Державина, Карамзина, Пушкина, Лермонтова и нового времени – после репрессивного периода. Что было очень важно, потому что театр на Таганке – Любимовым был сделан как театр высокого сострадания к каждому человеку отечества» :

Особым было и отношение Любимова к его актерам. В театре сложился крепкий костяк – Филатов, Золотухин, Демидова, Смехов, Хмельницкий, Высоцкий.

«Мы с ним беседовали, когда сказали, что Высоцкий сегодня не в форме, не может играть, – вспоминает художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. – Я ожидал, что будет какая-то резкость с его стороны, но вот он понимал, что такое Высоцкий для нашей культуры, театра и он сказал так: под холодный душ, нашатырь в нос. Задержим на шесть минут спектакль, будет играть. Я позавидовал потом его пониманию ценности человека. Этому сильному руководителю приходилось идти на какие-то компромиссы. Очень понятные теперь, а тогда меня это поразило, и я стал относиться к людям чуть внимательнее».

Дух сопротивления жил в Любимове всегда. И именно его театр – самый неудобный в СССР – прославил на весь мир страну, которая его запрещала. После одного из очередных конфликтов в середине 80-х Любимов был лишен гражданства и уехал из страны. С успехом ставил по всему миру: Англия, США, Германия, Франция, Австрия, Италия, в основном – оперы, более 40. Казалось, Любимов покинул страну навсегда. Но он вернулся. И начал новый этап собственной жизни. Ставил Пастернака, Солженицына – все то, о чем мечтал, и что, наконец, стало можно.

«Царствие небесное и вечная память Юрию Петровичу Любимову, – говорит Наталия Солженицына. – Он был великий режиссер. И великий гражданин. Он прожил жизнь долгую, трудную, и пример его жизни очень важен сегодня, потому что не так много остается у нас неравнодушных граждан, которые постоянно живут желанием сделать свою страну лучше. Пусть земля ему будет пухом».

«Добрый человек из Сезуана» – спектакль, с которого в 64-м началась «Таганка» и режиссерский путь самого Любимого, стал для мастера судьбоносным. Во время гастролей в Чехии в 2011-м, давали именно его, когда произошел конфликт с труппой. В результате Любимов ушел из созданного им театра, чтобы уже никогда не вернуться. После расставания с «Таганкой» продолжал работать. Поставил «Бесов» в театре Вахтангова.

«Некий пришел Микеланджело и из этого гранита сделал – из Юрия Петровича – такой камень – гранит – с такими атомными излучениями глаз, которые видно насквозь, но в которых видна воля, сила и расстрел вот этих всех негативных пошлостей, которые окружают нас. Он вернул такую колею моральную, эстетическую и напомнил нам о нашей миссии, нашей профессии», – делится художественный руководитель театра Вахтангова Римас Туминас.

После «Бесов» Любимов вновь вспомнил об операх – сделал «Князя Игоря» в Большом театре.

Одно из последних желаний Юрия Петровича – сохранить его кабинет в ходе реставрации, которая идет сейчас на Таганке, и превратить его в мемориальный. Здесь на стенах – легендарная коллекция автографов его друзей и коллег – со всего мира.

«Театр на Таганке должен носить имя Любимова, – считает поэт Евгений Евтушенко. – Безусловно, это должно состояться, несмотря на то, что произошло в последнее время. Это крошечный период по сравнению со всей историей театра. Так что даже нельзя представить, что Театр на Таганке не будет носить имя Любимова».

Юрий Любимов – эпоха советского театра. Луч его знаменитого режиссерского фонарика, выхватил многое из того, о чем никто не решался и не мог говорить. Он создал свой театр, который больше, чем просто театральные стены.

Прощание с Юрием Любимовым пройдет в среду в Театре имени Вахтангова. Похоронят режиссера – на Донском кладбище столицы, рядом с родителями.

Все материалы темы>>>

Новости культуры