02.06.2011 | 10:42

Х Чеховский фестиваль представляет "Грозу" Пекинского Народного художественного театра

Спектакль, который значится в сегодняшней афише Х Чеховского театрального фестиваля, «заочно» признан одной из самых «экзотических» постановок смотра. «Гроза» Пекинского Народного художественного театра – вызов традиционной пекинской опере, национальная «новая драма». Драматург и режиссер Цао Юй, поклонник Чехова и Ибсена, написал пьесу в 1934-м году – и в Пекинском Художественном она идет со дня основания театра. Рассказывают «Новости культуры».

«Гроза» в постановке Пекинского художественного театра – один из самых экзотичных спектаклей Чеховского фестиваля. Что русскому зрителю кажется традиционной психологической драмой, то для китайца – фронда против традиций «пекинской оперы». Классическая на вид «Гроза» из Поднебесной полна сюрпризов. И первый из них – спектакль не имеет никакого отношения к Островскому. Автор пьесы – Цао Юй. Драматург и режиссер по примеру Ибсена и Чехова, создал китайский аналог «новой драмы». Социально-критической и символичной, но на местном материале. С тех пор его пьесы - фундамент китайского драматического театра.

Жуткие звуки за кулисами производят по старинке, всей постановочной частью – никакой фонограммы.
А гремит эта гроза, потому что все смешалось в доме Чжоу Пуюань. Глава семьи, своего рода олигарх, владелец шахт и президент угольной компании – домашний тиран. Обе его жены, оба его сына, служанки и слуги – все от этого невыносимо страдают, вплоть до трагического финала.

«Статус женщин в Китае за последний век изменился, - говорит актриса Гуи Лицзюнь. – Раньше риск стать жертвой мужского диктата был выше. Особенно если нарушаешь правила. А в этой пьесе правила нарушают все. Моя героиня влюблена в пасынка, ее муж изменяет ей со служанкой, которая оказывается его сестрой. Настоящая трагедия».

Говорят, это сейчас в Китае - скорее матриархат, а в 30-е годы ХХ века - был классический домострой. Вот драматург Цао Юй и прогремел над ним грозой, так же, как наш Островский. И как с Островского начинается русский театр, так с Цао Юй - китайский драматический. Его социально-психологические драмы Пекинский художественный театр старательно сохраняет в своем репертуаре. Версия, привезенная в Москву - уже третье возобновление.

«Во времена Цао Юй «Гроза» могла казаться вызывающе политической пьесой, буквально подрывающей устои. Сейчас это уже трудно уловить. Но семейная трагедия, что лежит в основе его драмы – она и сегодня вызывает интерес, дает возможность артистам играть ярко», - рассказывает режиссер Гу Вэй.

«Для меня это очень важная роль! «Гроза» - неисчерпаемая пьеса, настоящая классика, через нее с момента основания театра проходят все ведущие артисты. А зрители так любят этот спектакль, что мы не можем претендовать на какие-то радикальные изменения постановки, можем только наполнить ее живым чувством», - говорит актер Ян Лисинь.

Первую постановку «Грозы» делал сам драматург Цао Юй, он же режиссер и первый худрук ПХТ - пекинского художественного. Этот театр, кстати, никогда не забывал о русской драматургии. В холле Театра имени Пушкина, где китайские артисты фотографируются у барельефа с изображениями Таирова и Коонен, на два дня установили стенд с фотографиями эпохальных для пекинского театра спектаклей. Здесь можно не только китайского Островского и китайского Чехова разглядеть, но и китайского Ленина. Но это скорее русским любопытно, а вот китайцев больше занимает тополиный пух за кулисами. То ли они с ним не знакомы, то ли беспорядка не любят. Понять непросто.

Все материалы по теме>>>