02.06.2011 | 10:49

Колокола, чей голос никто не слышал

Одним из самых удивительных музыкальных инструментов считается карильон. Набор из нескольких десятков специально настроенных бронзовых колоколов способен исполнить любую мелодию, от музыки барокко до авангарда. В Европе центром карильонного искусства считается бельгийский Мехелен, с его знаменитыми «малиновыми звонами». В России эту роль мог бы сыграть Петербург. К 300-летию Северная столица обзавелась сразу двумя карильонами. Инструмент XVIII века восстановили на башне Петропавловского собора. А на Крестовском острове появилась современная арка-звонница, с двадцатью тремя колоколами и компьютерным управлением. Но «крестовский карильон» до сих пор молчит. Почему – выясняли «Новости культуры».

Стены – белоснежный бетон из Дании. Колокола заботливо отлили голландцы, а саму арку спроектировал московский архитектор Игорь Гунст. Ее и строили  для Москвы – к 850-летию столицы, а подарили почему-то Петербургу. Между тем, здешние архитекторы тогда же, на открытии, сомневались, что колокольный гигант приживется в северной столице.

Единственным знаковым событием за минувшие девять лет стала  смена юридического хозяина. До 2010 арка находилась в ведении комитета по управлению городским имуществом - по сути, чиновники просто хранили документацию этого культурного объекта. Но вот недавно в КУГИ  решили: если  установили арку на территории стадиона  - пусть тогда спортивные чиновники за нее и отвечают. И передали карильон на баланс городской Дирекции по управлению спортивными сооружениями.

«Эта же организация осуществляет уборку территории, контроль за этим объектом и в настоящий момент регистрируется право оперативного управления вот на этот объект этой организации. И в 2011 году эта дирекция должна будет получить соответствующие правоустанавливающие документы на земельный участок под этой аркой», - говорит Ольга Барашкина, пресс-секретарь комитета по управлению городским имуществом администрации Санкт-Петербурга.

Папка с документами о звоннице хранится теперь в Дирекции. Бумаги в целости и сохранности, но вот что делать с самим карильоном и какова его дальнейшая судьба, специалисты по спортивным объектам не представляют. Чиновники, на всякий случай, пока демонтировали электронное оборудование, с помощью которого колокола могли исполнить до 200 мелодий!

«Мы это забрали, складировали как положено, в должном порядке чтобы это находилось и все, и теперь как только будет какое-то дальнейшее решение города, что будет представлять из себя этот карильон, эта арка-звонница. Будут там какие-то мероприятия, не будут - я не компетентна об этом говорить, у меня таких сведений нет», - говорит  Эмилия Смирнова, директор ГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями».

Оборудование для подсветки  демонтировать не успели, трансформатор давно сгорел, рассказали охранники. Сейчас вход наверх замурован неприглядными решетками – арка задумывалась отчасти и как видовая смотровая площадка. Сейчас уже почти никто и не помнит, что когда-то карильону прочили блестящее будущее  - концерты духовной и светской музыки, звуки которой разносились бы на полкилометра вокруг.