02.10.2014 | 18:38

Геометрия природы глазами Владимира Стерлигова

Музей органической культуры в Коломне существует сравнительно недавно – с 2011 года. В его создании приняли активное участие насельницы местного монастыря. Это они придумали, как возродить когда-то запрещённые, потом просто забытые идеи русских авангардистов начала XX века. За это время в небольшом деревянном особняке – бывшей усадьбе купца Львова – прошло немало интересных культурных акций. И вот новый музейный проект. Рассказывают «Новости культуры».

Музей органической культуры объединяет людей, увлеченных идеей искусства, тяготеющего к архаическим формам. На открытии нового музыкального зала известный композитор Владимир Мартынов рассказал о необычном экспонате – этот музыкальный инструмент называется монохорд и был изобретен еще Пифагором, который считал, что существует три вида музыки: космическая, человеческая и инструментальная.

«Музыка мировая – это все звучание космоса, потому что космос – это совершенный инструмент. Человек – тоже инструмент, но несовершенный, потому что страсти его расстраивают. И здесь очень важно войти в резонанс, а для того, чтобы войти в этот космический резонанс, нужна правильная инструментальная музыка. И вот, при помощи правильно устроенного этого монохорда, человеческая музыка приводится в соответствие с мировой», – говорит композитор Владимир Мартынов.

Основоположником термина «органическая культура» является один из ярких представителей авангарда начала XX века Владимир Матюшин. Его идеи впоследствии развил другой художник Владимир Стерлигов, выставкой которого и открылся новый сезон музея. В таком объеме работы художника можно увидеть впервые. Многие современные художники признают, что идеи Стерлигова оказали на них влияние. На художественные взгляды самого Стерлигова повлиял случай.

«Он однажды вышел на пленере на берег озера и увидел облака. И эти облака, как он тогда почувствовал, рисовали чаши. Множество чаш, которые складывались в некоторую организацию. Вот это чашное устройство мира, впоследствии чашно-купольное, выросло в целую новую возможность изобразить новыми средствами новый образ мира», – рассказывает художник Геннадий Зубков.

Об этом же шла речь и на состоявшемся после открытия выставки круглом столе. Эта площадка – возможность для людей самых разных творческих профессий, и порой диаметрально противоположных творческих взглядов, найти точки соприкосновения.

«Вместе собираются и музыканты, и философы, и ученые, которые еще не разочаровались, я бы сказала, в творческих возможностях человека, что он не только штампует какие-то тиражируемые вещи, но и делает уникальное», – поясняет поэт, философ Ольга Седакова.

Музей органической культуры находится по соседству с главным духовным центром Коломны. Многие участники сегодняшней дискуссии когда-то приехали именно сюда, а уже потом узнали, что здесь есть такой музей. В обсуждении участвует и настоятельница монастыря, которая в свое время училась живописи.

«Один из самых главных аспектов нашего внутреннего интереса к искусству, который является традицией, прежде всего, русского искусства, и традицией, которая впитала в себя все основные формы, наработанные мировым искусством», – комментирует настоятельница монастыря, игуменья Ксения (Зайцева).

А вот традиция открытия выставок в Музее органической культуры – ноу-хау, и никакого отношения к мировой культуре не имеет. Именно таким причудливым образом все свои выставки открывал Владимир Стерлигов.

Новости культуры