01.10.2014 | 19:44

В Москве открылась выставка "Труд – хорошая штука"

«Труд – хорошая штука» – цитата Джека Лондона стала названием выставки, которая открылась в Москве в Мультимедиа Арт Музее. Этот проект – визуальное исследование о труде, материальном и нематериальном, о самых разных видах деятельности, которым человек посвящает большую часть своей жизни. Выставка строится в форме своеобразного диалога между классиками отечественной фотографии и современными фотографами. Рассказывают «Новости культуры».

Открывает выставку «Русский тип». Так называется снимок 1860 года знаменитого фото-этнографа Вильяма Каррика. Он первым в России покинул павильон и стал снимать на улице. Мама Каррика переживала, что сын так непрактичен: вместо того, чтоб делать портреты состоятельных людей, он снимал бедный русский народ. Но фотографа интересовали именно они: коробейники, трубочисты, почтальоны – рабочие!  А это уже «Комсомолец за штурвалом», XX век – символ индустриализации, растиражированный по всему свету. Автор – Аркадий Шайхет, который любил повторять: «Мы хотим видеть рабочих такими, какие они есть, без сусальных прикрас».

«Шайхет снимал рабочих, начиная с 1923 года, тогда было очень много машиностроительных заводов, текстильные фабрики и так далее. Был тогда такой журнал "Красная нива", и он делал для него репортажи с этих производств. Потом стал работать в журнале с хорошей эстетикой “Московский пролетарий”», – рассказывает внучка фотографа Аркадия Шайхета Мария Жотикова-Шайхет.

После Октябрьской русские фотографы сами произвели революцию – визуальную. Родченко, Игнатович, Шокин – фотомодернисты – пытались уйти от канонов салонных и постановочных снимков. Необычные ракурсы открыли настоящую красоту индустриальных объектов и, конечно, трудящихся.  

«Женщина-труженица – отдельная тема советской фотографии. Мы увидим, как женщина становится уже не музой, не нимфой, а в работах того же Еремина, который пиктореалист, классик, закончил Российскую академию художеств, стажировался в Италии, он рисует нимф, обнаженную натуру, почти Венеру, и вдруг у этой Венеры на плечах сноп, а в руках – сено», – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Не обходилось в то время и без цензуры. Фотографы должны были быть настроены на светлый, оптимистичный кадр. Вот улыбающаяся доярка, а это тракторист обучает колхозницу Ковалевскую работе на тракторе. А вот, к примеру, снимок Владимира Лагранжа – перепачканного шахтера – в печать не пустили, потому что «советский человек  так выглядеть не может». Лишь в период оттепели на снимках появился другой тип трудящихся – интеллигенция: ученые, поэты, музыканты.

«Нам было очень важно показать, что действительно труд – хорошая штука. Что он не унижает человека, не оскорбляет человека, наоборот, способен и душу очистить и эмоционально поддержать. И мы стараемся об этом говорить», – комментирует организатор выставки «Труд – хорошая штука» Евгений Григорьев.

В современном мире фотографии трудящихся переместились с газетных передовиц на развороты корпоративных изданий. Правда, одеты теперь герои снимков чаще всего не в спецовки, а в белые рубашки.

Новости культуры