02.06.2011 | 17:06

"Возвышение и падение города Махагони": из Мадрида - в Москву

Опера "Возвышение и падение города Махагони" Курта Вайля и Бертольда Брехта, которую Мадридский Королевский театр покажет на сцене Большого в сентябре, повествует о темных сторонах капитализма, а ее действие разворачивается на свалке. Об этом сообщил на пресс-конференции директор испанского театра Жерар Мортье.

Мортье - настоящая легенда театрального мира: сейчас он возглавляет один из самых важный театров Испании, а до этого был администратором Парижской национальной оперы, директором Королевского оперного театра "Ла Монне" в Брюсселе и более 10 лет возглавлял Зальцбургский фестиваль.

"Я рад, что судьба свела меня с Большим театром, который сейчас создает современные спектакли", - сказал Мортье, добавив, что также хочет стать частью "этого нового движения". Глава Мадридского Королевского театра припомнил, что, когда ему было 22, он впервые специально поехал в Париж, чтобы посмотреть постановки Большого "Борис Годунов", "Хованщина" и "Евгений Онегин" с Галиной Вишневской.

По словам Мортье, в его планах - постановка сочинений русских композиторов "Иоланта", "Борис Годунов", "Хованщина", которую никогда не слышали в Мадриде, а также одна из больших опер Римского-Корсакова.

"Ставить русские оперы, без которых невозможен репертуар ни одного театра мира, очень важно. Это так необходимо, как необходимы сегодня русские певцы, без участия которых практически не существует ни одного спектакля", - считает он.

"Я хочу построить мост между Мадридом и Москвой", - признался директор мадридского театра. Он добавил, что через Большой театр открыл для себя оперного постановщика Дмитрия Чернякова, с которым планирует сотрудничать, и дирижера Теодора Курентзиса, который будет ежегодно приезжать дирижировать в Мадриде.

"Возвышение и падение города Махагони" - премьера прошлого сезона, она была восторженно принята испанской критикой и высоко оценена прессой. Эта сатирическая опера Курта Вайля и Бертольда Брехта стала первым проектом Мортье на посту художественного руководителя. Меж тем, в России она никогда не ставилась.

Сюжет оперы разворачивается в воображаемом города Махагони, где царствуют деньги и индустрия удовольствий, а самым большим преступлением считается бедность. По мнению режиссеров спектакля Алекса Оллена и Карлуша Падрисса, его проблематика абсолютно созвучна современному миру. Одним из открытий премьеры стала канадская певица Миша Брюггергосман, за дирижерским пультом был Теодор Курентзис.

Мортье считает, что это произведение не утратило своего политического смысла по сей день. "Оно не потеряло ни одного момента политической мысли авторов", - сказал он, напомнив, что вся история мирового театра - рассказ об обществе, в котором он существует, попытка ответить на главные политические и социальные вопросы.

"Я смотрю на историю и выбираю те произведения, которые помогают говорить о сегодняшнем дне. Это могут быть Шекспир, Чехов, Горький, Еврипид. Они помогают нам и сегодня", - сказал он. 

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, со своей стороны, сообщил, что перед каждым представлением Мортье лично будет рассказывать о нем зрителям. Он отметил, что дружба и сотрудничество с легендарным Мортье - большая честь для Большого. Так, в 2009 году ГАБТ привез в Мадрид балет "Спартак", в 2010 - оперу "Евгений Онегин". Тогда они и договорились о будущих гастролях Королевского театра в Москве.

"Мы рады, что это совпало с Годом России - Испании", - сказал Иксанов, добавив, что Год завершится в России на сцене Большого театра выступлениями Национального балета Испании.