02.06.2011 | 19:31

Новый полет "Чайки" над сценой МХТ

Искусство летать оттачивается только в полете, и легендарная «Чайка» в эти минуты вновь расправляет крылья над сценой Московского Художественного театра. Новый спектакль – театральный проект «Табакерки». Однако Константин Богомолов собрал в постановке лучшие актерские силы обеих трупп. У режиссера богатый опыт работы с мировой классикой: от Островского до Бомарше. Но Чехова он ставит впервые. Рассказывают «Новости культуры».

Константин Богомолов два года ждал, когда график всех актеров, которым он захотел доверить чеховских персонажей, позволит им встретиться и сделать новую «Чайку». Хоть это и постановка Театра Табакова, играться она будет в легендарных стенах МХТ.

Сам Олег Павлович, назначенный на роль доктора Дорна, не может не вспомнить о другой – легендарной Ефремовской «Чайке».

«Я ведь одиннадцать лет сохранял и сохраняю спектакль Олега Николаевича Ефремова "Чайка". Во-первых, потому, что он мне нравился больше других. И я теперь думаю – а может это даже и правильно: и тот будет, и этот будет», – говорит народный артист СССР.

В своей «Чайке» Константин Богомолов, с одной стороны, старается бережно сохранить текст и традицию чеховской пьесы и русского психологического театра. С другой – хочет рассмотреть «Чайку» с позиций нынешнего века и своего личного отношения. Отсечь то, что, штампами закрепилось за «Чайкой» за целый век ее театрального полета: излишний, по мнению режиссера, символизм и метафоричность. Богомолов видит чеховскую пьесу как вполне бытовую историю о столице и провинции, об успехе и не успешности. О полярностях, актуальных сегодня, как и во времена Чехова.

«Мы решили говорить о "Чайке" как о современной бытовой пьесе. Если угодно, как о новой драме. Это пьеса о нас самих, о наших современниках. И с актерами, в том числе и с Табаковым, и с Зудиной, и с Хабенским, и ребятами, которые исполняют роли Треплева и Нины, мы говорили, что мы смотримся в этот текст как в зеркало», – поясняет режиссер.

«Никогда не думала играть Аркадину. Не считала это своей ролью. В юности мечтала Заречную играть. На самом деле, он брал определенные индивидуальности и приближал нас к персонажам, а персонажам – к нам. Абсолютно адекватно мне», – признается Марина Зудина. 

«Мне просто интересно в данной постановке то, что Богомолов попытался сбить какую-то пыльную протяжную, театрально-протяжную историю "Чайки" и попытался обострить суть вопросов и предмет разговоров», – замечает Константин Хабенский.

С образами Аркадиной и Тригорина режиссер обошелся довольно жестко. Оба лишены привычного романтизма, слава и успех проглотили обоих.

Роль Нины Заречной – мечту многих молодых актрис – Богомолов доверил совсем юной Яне Осиповой, студентке 4-го курса ГИТИСа. Говорит, искал личность яркую и нестандартную. Она признается, что быть на сцене рядом с известными актерами оказалось не страшно. А вот на первом в жизни интервью Яна волнуется не на шутку.

«Единственное, в чем тяжело играть ее, стоя на сцене МХТ, – играть глобальную неудачу. Потому что, когда я стала репетировать, я ощутила себя очень счастливой. И вот это состояние внутреннего счастья, которого так долго не было, немного препятствует этому. Приходится возвращать себя, возвращать в какую-то прежнюю жизнь, искать, там уже копать. И это отодвигает счастливое самочувствие, что есть такая удача – сыграть Нину Заречную на сцене МХТ», – поясняет она.

Степень успешности собственной работы режиссер Константин Богомолов видит в том, чтобы зритель посмотрел на историю «Чайки» отстраненно, без сантиментов. И чтобы смех в зале по мере размышлений переплавился в то же количество печали.

Читайте также:
Чеховская «Чайка» - премьера «Табакерки»