01.10.2014 | 11:09

Лучшие образцы британского дизайна на выставке в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Выставка, которую готовит и очень скоро покажет Музей Изобразительных Искусств имени Пушкина, будет называться так: «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции». Слово «дизайн»имеет множество значений: чертёж, цель, замысел, проект. Приступить к изучению лучших образцов британского дизайна можно будет уже 3 октября. За монтажом экспозиции наблюдали корреспонденты «Новостей культуры».

Пока полупустое выставочное пространство скоро воссоздаст пространство между двумя техническими революциями. От промышленного переворота – до цифрового скачка. Создатели выставки «Британский дизайн» представляют объекты конца XIX и начала XXI века. Первая часть выставки – про эпоху индустриализации. Тогда дизайнерские вещи стало возможно производить большим тиражом.

«Было два направления, – рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова. – Одно было декоративно-прикладное искусство, известное движение Arts and crafts, движение искусств и ремесел. Его возглавлял известный на весь мир художник Уильям Морис и второе направление – это минимализм и подражание простым геометрическим формам – то, что можно производить массовыми тиражами. Это движение возглавлял Кристофер Дрессер».

Эта выставка – совместный проект музея имени Пушкина, Московского музея дизайна и британского Музея Виктории и Альберта. Историческая часть выставки прибыла из Лондона. Сотрудники двух музеев – проверяют сохранность экспонатов. Эти узоры – дело рук Уильяма Морриса. Идеолог направления, которое стремилось к синтезу искусств и сохранению национальных традиций, своим образцом считал средневекового мастера-ремесленника.

Этот альбом стал музейным объектом, но создавался как каталог для магазина. Уильям Моррис владел фабрикой, производившей ткани и обои. Производство располагалось близ Лондона, магазин был на Оксфорд стрит. Так что это – образцы для продажи.

Дизайн не должен отрываться от жизни. Главная идея – это тот вид искусства, который доступен массам.

«Уникальность вещей, которые мы здесь сегодня распаковывали – это элементы, создающие образ ручной работы, – Движение Arts and crafts в конце XIX – начале XX века возобновляло ремесленный элемент в изготовлении предметов. Эта традиция продержалась весь ХХ век, и до сих пор это важнейший аспект британского дизайна», – поясняет куратор музея Виктории и Альберта Эрик Тернер.

Арина Пейдж – молодой британский дизайнер русского происхождения. Она – сторонник другого подхода. Ее специальность – дизайнер-технолог. Работать стремится так, чтобы для непрофессионала оставалось загадкой, как это сделано. Это еще не одежда. Сначала готовится концепт. Специальная компьютерная программа создает математическую модель – дизайнер придумывает, как ее раскроить.

«Потом по этой выкройке я экспериментирую с конструкцией, уже в настоящем виде, – показывает Арина Пейдж. – Я беру эту выкройку и экспериментирую уже в большом размере, с материалом, и пытаюсь найти из этого дизайн. Экспериментальный процесс создает свой дизайн».

Работа с формой на стыке науки и искусства – и стремление к вещам, которые хранят тепло рук мастера. В дизайне 21 века сохраняются обе линии. Проследить их траекторию – главная задача выставки.

Новости культуры