30.09.2014 | 10:14

В Москве проходит очередной фестиваль "Гаврош"

В Москве, в «Театриуме на Серпуховке» начал работу VIII Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош». Каждый год в его программе делается акцент на какую-то одну страну. Сегодня это Дания, один из главных символов которой, как известно, – скульптура Русалочки. Героине одноимённой сказки Андерсена было всего десять лет, когда она слушала рассказы своих старших сестёр о людях, и только пятнадцать лет, когда она сама поднялась на поверхность и увидела принца. Именно на детей такого возраста и даже помладше, от двух лет, рассчитаны восемь спектаклей фестиваля. Их темы вполне серьёзные. Детское – это ведь не обязательно развлекательное. Рассказывают «Новости культуры».

Про курицу Пию – редкой, необыкновенной, доброй породы – ее хозяйка, актриса Бодиль Аллинг говорит: прилетела сюда сама. Ведь нельзя привозить куриц в Россию из Дании. За дорогу устала, проголодалась, захотела пить. Но без Пии спектакль театра «Группа 38» совершенно невозможен.

«Она – мама Красной шапочки, – рассказывает Бодиль Аллинг. – Бабушку играет картошка. Большая больная картошка. А Красная шапочка – это яйцо. Поэтому мамой должна быть курица. Она примадонна этого шоу».

Действо для самых маленьких – под названием «Творить» – библейский миф о сотворении мира: на сцене рождается из муки, яиц и воды. Готовый пирог – символ рождения жизни. Просто о сложном. Музыка и ароматы домашней выпечки. Вот так – добраться до маминой кухни и перевернуть все вверх дном – об этом мечтают все нормальные дети. Мир творится примерно за 40 минут. Уборка после спектакля растягивается на час.

«Детям очень нравится этот спектакль, – говорит актриса Стине Квистгор Пагх. – Некоторые подходят и говорят: “Вау, вот бы и мне разрешили устроить такое на кухне!” А есть такие, что говорят: “Так нельзя, перестань, не делай этого!” И тогда я думаю: интересно, наверное, они дома все время слышат эти запреты».

«Гаврош» как всегда показывает эксперименты. «Маленький принц» Экзюпери, как современное цирковое представление. Картины Василия Кандинского – оживают в философском танце для малышей. Кукольный театр. Музыкальные спектакли. И – уже традиционно для «Гавроша» – серьезные истории, в том числе – на табуированные в российском детском театре темы.

«Первая – о смерти. О том, как дети хоронили животных. Потому что каждый из нас в детстве помнит, какой он нашел маленькую мышку и плакал, – рассказывает арт-директор фестиваля «Гаврош» Марина Райкина. – И очень интересная тема, которая представляет – одиночество в подростковом возрасте. Когда тебя изнутри разрывают прыщи, ты не можешь найти этому определение и ты себя чувствуешь очень одиноким в этом мире».

Театр в Дании, в основном, финансируется государством или муниципальными властями. Труппы обычно не велики, актеров привлекают под конкретные проекты. А вот площадок для игры немного – актовые залы, школы, детские сады. Стать самостоятельным театром не просто.

«Нам очень повезло получить деньги, – говорит режиссер Шарлотте Ладефогед. – Это не так просто в Дании. Сначала ты должен представить внятную концепцию. Если она нравится, ты получаешь деньги на первый проект. Наш первый спектакль был о девочках-подростках, которые вскрывают вены. Это проблема в Дании. Аудитория 13 +. По статистике 6 из 10 девочек в Дании вскрывали себе вены. Мы поместили наших героев в сказку про Принцессу на горошине. Только им боль доставляет уже не горошина, сама жизнь. После этого представления нам дали постоянное финансирование».

Московский зритель, конечно, увидит сливки датского театра. Организаторы выстроили программу так, чтобы не повторять темы прошлых лет. Есть и более глобальные задачи.

«Для нас очень важно, о чем мы будем говорить с родителями, – отмечает арт-директор фестиваля «Гаврош» Тереза Дурова. – Когда мы приглашаем детские спектакль к нам – не важно, из какой страны, нам очень важно, какие вопросы будут задавать дети и о чем родители будут с ними говорить после этих спектаклей».

За десять дней «Гаврош» в очередной раз заставит удивиться маленьких и взрослых, которые когда-то тоже были детьми. И с которыми вряд ли так говорили в театре.

Новости культуры