30.09.2014 | 10:59

В Большом театре накануне состоялась московская премьера балета Бориса Эйфмана "Реквием"

В Большом театре накануне состоялась московская премьера балета Бориса Эйфмана «Реквием». Она является частью программы весеннего по сути и по названию фестиваля искусств – «Черешневый лес», который в этом году проходил под девизом «Пожелания Времени. Времена желаний». Весна и искусство желанны многими. Реквием Эйфмана – спектакль, который словно вырастает заново через много лет. Первый раз балет на музыку Моцарта был поставлен в 1991-м году. Вторая жизнь была дана ему через два десятилетия. В партитуру был добавлен акт на музыку камерной симфонии Шостаковича «Памяти жертв фашизма и войны». Премьера состоялась в январе этого года в Петербурге. Рассказывают «Новости культуры».

Обычно невозмутимый Борис Эйфман – нервничает, хотя третий раз приезжает на «Черешневый лес». Этот новый «Реквием» Эйфман сложил из поэмы Ахматовой и музыки Шостаковича. О временах репрессий, потери и боли.

«Это не придуманная мною история, а попытка выразить языком хореографии те трагические эмоции, которые пережила Ахматова», – поясняет Борис Эйфман.

Балерины в тяжелых драповых пальто и валенках – про такие «Поколение Пи» не знает… черные платки и платья – печальные знаки скорби и памяти.

«Это истории о потерях, как они переживали, скорбели», – поясняет солистка балета Санкт-Петербургского театра балета под руководством Бориса Эйфмана Любовь Андреева.

Любовь Андреева проживет на сцене трагедию любви. Ее героиня не имеет имени – таких было много. Только память, когда было счастье, и эта шинель и письмо – самое ценное, единственное, что осталось от любимого человека.

Этот «Реквием» – о матерях, для которых жизнь закончилась вместе с жизнью своих детей – распятых, убитых, поруганных.

За эти 26 минут, казалось, прошла целая эпоха страны, разная – бескомпромиссная, всепобеждающая, молчаливая, скорбная, молящаяся.

«Реквием» объединил людей разных поколений. В этот вечер в Большом – артисты, режиссеры, искусствоведы.

«Реквием» Моцарта – о вечных вопросах духа. Они не отпускают Эйфмана. Ответы пытается найти в своих балетах.

«Реквием» Эйфмана – три этапа человеческой жизни: младенчество, юность, старость и венец земной жизни – смерть. Что это – конец или начало, каждый решает сам.

«Это философская притча о жизни человеческой, где каждый этап показан аллегориями», – поясняет артист балета Санкт-Петербургского театра балета под руководством Бориса Эйфмана Олег Габышев.

Два «Реквиема», поставленных с разницей больше, чем в 20 лет, по сути, говорят об одном – о надежде на то, что весь ты не умрешь. Об этом говорят Моцарт, Шостакович, Ахматова и Эйфман.

Новости культуры