29.09.2014 | 11:07

Спектакль "Ханума" в постановке Аллы Сигаловой

Новый театральный сезон Рижский русский театр имени Михаила Чехова открыл с легким грузинским акцентом. Легендарную комедию «Ханума» поставила Алла Сигалова. График режиссёра и хореографа расписан вплоть до 2019-го года. Но постановка по пьесе грузинского классика – Цагарели на рижской сцене – её собственная инициатива. На премьере побывали  «Новости культуры». 

Открытие сезона театра совпало с Днем урожая. Покровитель праздника –святой Микелис. Весь город завален овощами и фруктами, напоминающими колоритные голландские натюрморты. На Домской площади, охраняемой золотыми петушками и всевидящими кошками, поют местные фолк-группы.

Русский драматический играет одну из главных ролей в культурной жизни Риги. Здесь бывала на гастролях Вера Комиссаржевская, приезжал Максим Горький, два сезона играл Михаил Чехов. Российские режиссеры – частые гости на этой сцене. Открывает новый 132-й сезон «Ханума» Аллы Сигаловой. Об этой джаз-комедии заговорили задолго до премьеры.

По коридорам театра гуляет песенка самой знаменитой свахи. Вероника Плотникова теперь знает секреты Ханумы – готова применить их не только на сцене. «Возможно, я что-то возьму у нее теперь», – шутит она.

Алла Сигалова – режиссер спектакля – заставила драматическую труппу не только петь и танцевать. «Они верят, когда ты заблудился, не можешь найти эту сцену, сомневаешься, общее дыхание важно», – объясняет режиссер.

В театре запели даже те, кто до репетиций никогда не мог отличить «до» от «ля». «У меня столько поющих номеров, это то, чего я никогда не делал. Как это будет, я тоже не знаю», – признается актер Русского драматического театра Яков Рафальсон.

История самой хитрой свахи была одной из самых растиражированных в Советском Союзе. Комедия с грузинскими шутками, танцами, песнями беспроигрышно вписывалась в репертуар театров. «Ханума» Сигаловой не имеет географии – вырезанный ажурный город, навеянный Георгию Месхишвили стихами Мандельштама, может быть где угодно. «Для меня основой был Тифлис, Мандельштам. Этот сон я хотел воплотить на сцене», – отмечает народный художник Грузии Георгий Месхишвили.

Музыка Гии Канчели, написанная сорок лет назад, в Риге зазвучала в джазовых ритмах. Рихард Залюпе, братья Оскар и Раймонд Петраускис играют джаз, этно, классику. Но впервые – на драматической сцене. Не только импровизируют – провоцируют. «Эта музыка способна переродиться, Там много кодов немножко скрытых под этой мелодичностью и прекрасными ритмами», – подмечает музыкант Xylem Trio Раймонд Петраускис.

«Ханума» шла в шестидесяти театрах. Но Гия Канчели был только на трех премьерах. У Стуруа в Тбилиси, Товстоногова в Ленинграде, теперь приехал к Сигаловой в Ригу.

Ханума – первый спектакль у выпускников театральной академии. В этом году весь курс в полном составе – пятнадцать человек, влился в труппу. Такой мощной энергетической подпитки театр давно не получал.

Джаз, давший старушке Хануме новую жизнь в Рижском русском театре, сказал свое слово в финале.

Зрители завалили артистов цветами. Таких оваций Рига не видела давно. Зал бисировал стоя. Казалось, спектакль вырвался за пределы, объединив сцену и зал. Не иначе, и здесь постаралась Ханума.

Новости культуры