29.09.2014 | 10:09

Опера "Орлеанская дева" в концертном исполнении прозвучала на сцене Большого театра

В Большом театре сегодня сразу две премьеры – дебют главного дирижера театра Тугана Сохиева и возвращение «Орлеанской девы» Чайковского. В Большом эта опера шла лишь однажды – в постановке Бориса Покровского 1990 года – на премьере тогда блистала Маквала Касрашвили. В минувшую пятницу главную партию исполнила начинающая певица Анна Смирнова. Рассказывают «Новости культуры».

Возвращать или нет «Орлеанскую деву» на сцену Большого думали долго. Опера не очень популярна, но не потому что неинтересна, а потому, что очень сложная. Во-первых, для солистов – сам Чайковский переписывал и упрощал ее. Во-вторых, сценически поставить ее тоже не очень просто – большой хор, сложные мизансцены, громоздкие декорации. Поэтому первая премьера сезона звучит в концертном исполнении.

Зрителям, кажется, не так уж и важно, что оперу не раскрасили массовыми сценами сражений и историческими костюмами. В центре внимания – музыка, которую так любил автор, и к которой до сих пор настороженно относятся исполнители.

«Это самая сложная партия, – отмечает Маквала Касрашвили. – Исполнительница должна владеть двумя голосами – драматическое сопрано с меццо-сопрановым центром».

Этим даром владеет и Анна Смирнова – она впервые поет на русском, хотя и родилась в Москве. В ее репертуаре – в основном Верди. И выступает она больше за рубежом. На российскую сцену вышла только однажды – в Питере, о Большом даже не мечтала.

«Я очень давно и много лет ждала этого момента, – признается певица. – Всегда мечтала об этой роли, даже когда еще училась в училище музыкальном, потом в консерватории. Это нереальная история, потому что это просто случилось».

В этот вечер дебют не только у солистки – у музыкального руководителя театра. Туган Сохиев в должности меньше года. Так что ставить «Орлеанскую деву» ему приходилось без отрыва от основной работы.

«По тому, как он включился в эту работу, могу честно сказать – я получил совершенно замечательного коллегу», – говорит генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

Эту оперу, над которой Чайковский трудился днем и ночью – не мог спать, так был возбужден – тепло встретили зрители, на сцену композитора вызывали 24 раза. Но разнесли критики. Автор был в недоумении. История о Жанне Д’Арк волновала его с детства. Он так хотел увековечить ее в музыке. Даже либретто никому не доверил – написал сам.

«Орлеанская дева» была первой русской оперой на зарубежной сцене – в Праге. Потом ее услышали только после смерти Чайковского. Она и считается неудобной, противоречивой и тяжелой, и поставить ее – означает совершить невероятное.

Новости культуры