06.09.2012 | 12:43

Книжки-самоделки на выставке в Музее петербургского авангарда

Что занимало внимание российских детей до того, как на свет появились многофункциональные конструкторы и трансформеры. В 20-30 годы прошлого века благодаря специальным книжкам-самоделкам дети учились конструированию при помощи самого дешевого материала – бумаги. Необычные издания, созданные талантливыми художниками, воспитывали, развивали моторику и воображение. Они содержали инструкции по изготовлению бумажных человечков, игрушечной мебели из спичечных коробков, зданий из картона. В Музее петербургского авангарда открылась выставка, представляющая книжки-самоделки. Она получила название «Самозвери». Так когда-то была озаглавлена неизданная книга, созданная коллективом «лефовцев», которая помогала создавать сложные игрушки из простых подручным предметов. Рассказывают «Новости культуры».

Сегодня за строгой графичностью этих картонных заводов и нефтяных вышек сложно разглядеть советские лозунги 30-х годов. Созидание отечественной индустрии, идеи конструктивизма – вот, что занимало умы не только взрослых.

Включиться в социалистическую стройку, правда пока в игровой форме, в 30-е годы предлагалось даже подрастающему поколению. Чего стоят только одни названия детских книг тех лет: «Детмашстрой», «Строим двигатели», «Подливное колесо» и, пожалуй, самое оригинальное – «Сделай сам мавзолей».

В основе каждой такой книги – простая идея: смастерить что-то масштабное из самых обыденных вещей: спичечных коробков, бумаги, дерева. Так называемые книжки-самоделки существовали уже в XVIII веке. Однако тогда они были совсем иного рода – более «легкие» и скорее развлекательные, нежели поучительные. Внутри – инструкции: как одеть куколку, сделать елочные игрушки или фонарики. В эпоху конструктивизма было уже не до сантиментов – малышам предлагали стать строителями фабрик, конвейеров, аэропланов.

«О том, что это было страшно популярно в это время, говорит просто количество изданных книг – их более 100, – рассказывает заместитель директора Музея истории города по научной работе Юлия Демиденко. – И это только отдельные книжки. Потому что кроме книжек существовали еще отдельные странички в детских иллюстрированных журналах. Странички-самоделки».

Игрушки из бумаги быстро оценили и художники. Фотографии Александра Родченко стали настоящим событием в мире авангарда. Он сделал бумажные фигурки своими моделями и проиллюстрировал с их помощью детское стихотворение Сергея Третьякова «Cамозвери». Книга, хоть и не увидела свет, но даже ее заготовки вызвали интерес художников. Специалисты ласково называли ее игрушкой русского авангарда. Кстати, она знаменита еще и тем, что это единственный опыт обращения Александра Родченко к детской книге.

«У него еще была подобная книжка, его соавтором был Третьяков, потому что здесь стихотворение Третьякова о китайском студенте - Суй Мунь Тунь, – рассказывает куратор выставки Михаил Карасик. – Но это уже для старшего школьного возраста – для юношества. А для малышей все таки он сделал всего одну книжку – «Самозвери».

Японские, немецкие и французские издатели выпустили свои версии того, как могла бы выглядеть книга «Cамозвери». Как любят шутить современные художники, если этот вид графического искусства будет актуален и завтра, то скоро эти хрупкие человечки полетят в космос.