26.09.2014 | 10:35

Олег Басилашвили отмечает юбилей

Стать актером Олега Басилашвили вдохновили «Синяя птица» и «Три сестры». Именно эти пьесы он посмотрел одними из первых. С тех пор не видел для себя иного пути в жизни. «Можешь становиться артистом, но копейки от меня не получишь», – сказал Олегу Басилашвили в юности отец. Своё мнение о профессии, выбранной сыном, он поменял, когда увидел его на сцене Большого драматического театра. Сегодня Олегу Басилашвили исполняется 80. С юбилеем его поздравил президент России. Этот день народный артист СССР проведёт в родных стенах  – Большом драматическом театре имени Товстоногова. Рассказывают «Новости культуры». 

Накануне открытия Большого Драматического в Петербурге после трехлетней реставрации Олег Басилашвили занят подготовкой именно к этому дню. Отнюдь не своим юбилеем. Сочиняет здесь вместе со всеми 20-минутный спектакль, где будут задействованы, как говорит Андрей Могучий, «лучшие силы театра». И Басилашвили – не просто один из них. «У меня есть ощущение, что БДТ крутиться вокруг него. Он – центр вселенной. Он носитель здесь главного знания. Патриарх», – убежден Андрей Могучий.

Больше полувека Олег Басилашвили играет в родном театре. Его пригласили сюда через несколько лет после окончания Школы-студии МХАТ. Геннадий Богачев – из той же «золотой» старой гвардии, набранной великим Товстоноговым. Артист говорит, что 20 лет он учился, глядя именно на Басилашвили.

«Вот он играл Хлестакова, а я играл Осипа после того, как Юрский ушел. А потом он сказал: "Мне надоело, я старый, не хочу больше Хлестакова играть". И меня взяли. Самому уж 50 было. И играл после него – я старался играть по-своему, но всё равно – потому что он так ярко играл. Не подражать, но в этом ключе работать», – говорит народный артист России Геннадий Богачев.

Чувство меры, деликатность, полная самоотдача и невероятно высокая планка, заданная, прежде всего, самому себе… Многое из этого, признается Олег Валерианович, результат товстоноговского «воспитания».

«Понимание того, что не надо ничего бояться, что в тебе родиться, и пробовать самого себя так, как велит твоё внутреннее чувство, и не махнуть рукой. Грубо говоря, требовательность к самому себе», – объясняет Олег Басилашвили.

Наверное, эта строгость – залог успеха и популярности таких разных и ярких его ролей в кино. Самохвалов из «Служебного романа», Платон из «Вокзала для двоих», Бузыкин из «Осеннего марафона»:

«Вы когда-нибудь снимались в кино? Или на видео? Вы помните отвращение, с каким вы увидели себя на экране? Я помню. Я это отвращение испытываю каждый день!» – утверждает Олег Басилашвили.

Этому постоянному недовольству собой у Басилашвили давно удивляется и Карен Шахназаров, снявший его в четырех своих фильмах.

«Перед тем, как он у Володи Бортко играл в «Мастере и Маргарита», мы с ним встретились, он говорит: "Слушай, меня приглашают на роль Воланда. Слушай, мне кажется, я староват". Я говорю: "Ты с ума сошел!" Меня это поразило. Он думает именно: подойдет ли он, насколько он точен в этой роли!» – подчеркивает режиссер, народный артист России Карен Шахназаров.

Абсолютное попадание Басилашвили в любой образ, за который он берется, – поражает. Как поражает его начитанность, энциклопедичность, мудрость. Говоря о жизни и профессии, он всё время цитирует столь близких ему по духу – Пушкина, Чехова, Блока. «Делай, что должен, и будь, что будет!» – цитирует Толстого Олег Валерианович.

К юбилею Олега Басилашвили смотрите сегодня на канале «Культура», в 20:00, художественный фильм «Живой труп» с участием актёра, а завтра, в 15:40, – фильм-спектакль «Дядя Ваня».

 


 

Новости культуры 

Читайте также: 

К 80-летию Олега Басилашвили