03.06.2011 | 19:40

Начинающие драматурги прошли "школу молодого бойца" Кеннета Престенинзи

Драматургия от «А» до «Я». Московский «Центр драматургии и режиссуры» Алексея Казанцева и Михаила Рощина продолжает международный проект «Мастерская на Беговой». И если первый тренинг был организован для российских режиссеров, то на этот раз «школу молодого бойца» проходят начинающие драматурги. Рецептами современной театральной кухни с ними делятся лучшие преподаватели из Йельской школы драмы - факультета Йельского университета. В их числе и Кеннет Престенинзи. Рассказывают «Новости культуры».

«Пьесы нужно писать, а не говорить или размышлять о них». С первой же минуты знакомства Кеннет Престенинзи приступил к практике. За пять минут молодые драматурги должны были придумать несколько новых идей для современной пьесы. Важно, чтобы они были совершенно неожиданными.

«В основе удачной пьесы должна быть невозможная, нереальная ситуация. Это может быть связано с человеческими эмоциями, изменениями в окружающем мире, в пространстве, которые повлекут за собой какие-то действия, переламывают их ход», – говорит Престенинзи. 

Написание пьесы сродни приготовлению блюда, объясняет драматург. В Америке эту технику называют «Bake-off». Сценаристы собираются вместе, придумывают ингредиенты, составляющие произведение (героев, действие, язык, музыку), а затем разбегаются, и каждый печет свою пьесу. В конце работы они встречаются, чтобы сравнить результат. 

«В настоящее время все драматурги должны создавать единое сообщество и поддерживать друг друга. Не только писать, но и делиться своими мыслями», – подчеркивает мастер. 

Именно эту методику Кеннет и предложил испробовать нашим драматургам. А в качестве стимула поделился своей идеей современной московской пьесы.

«Если бы мне надо было придумать составляющие для московской пьесы, то я бы написал про советский кич, о жизни бабушек после революции», – поясняет он.

Московские драматурги выбрали более житейские «ингредиенты»: жители Таджикистана, пробки, метро и недоверие. В теории все это нужно органично вплести в единую драматургическую канву. Сравнивать результаты драматурги будут в воскресенье, когда придут к мастеру с готовыми пьесами.

«Он сразу дает упражнения, которые драматурги выполняют. Сразу погружаются в процесс и получают представление о том, как по-другому написать пьесу, потому что у каждого автора есть свои рецепты. Это ужасно интересно, это обогащает», – заверяет драматург Нина Беленицкая.

«Мы пытаемся просто познакомиться пока. Сотрудничество планируется сделать ежегодным и двусторонним. Может, будем рассматривать вариант приезда наших драматургов туда и работы там», – замечает режиссер, руководитель проекта «Мастерская на Беговой» Марат Гацалов.

Хорошая драматургия, по мнению Кеннета, зиждется на трех китах: внимании, мастерстве (технике) и креативе. Но самое важное при написании пьесы – искренне верить в написанное и постоянно представлять то, что потом будет происходить на сцене.