25.09.2014 | 19:51

В Омске открылась выставка "Айвазовский и флот"

«Айвазовский и флот» – так назвали выставку, которая открылась в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Значительную часть картин предоставил Центральный военно-морской музей Петербурга. Экспозиция приурочена к двум датам: 100-летию начала Первой Мировой войны и 300-летию Гангутского сражения – первой победы русского флота, созданного Петром Первым. Красноречивое дополнение к морским картинам  –модели известных некогда судов – «Новгород», «Ксения», «Великий князь Константин». Рассказывают «Новости культуры».

Больше года работала над восстановлением этого «кудрявого» моря реставратор Наталья Минько. Сухопутный сюжет для картины «Овцы» Иван Айвазовский присмотрел в родной Феодосии. Там же впервые увидел главного героя своих будущих полотен. За маринами любимого живописца Николая I охотились коллекционеры по всему миру. Спрос обернулся предложением.

«Известно, что художника начали копировать еще при жизни самого маэстро. Причем прекрасно это делали. Много копий хранится даже в музейных собраниях», – рассказывает заведующая реставрационными мастерскими Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Наталья Минько.

Одну из них обнаружили в этом году в омской музейной коллекции. Она считается крупнейшим за Уралом собранием работ художника. Почти девяносто лет в инвентарных книгах сибирского музея эта картина «Лунная ночь» приписывалась кисти Айвазовского. Восстанавливая полотно, – аналогичный морской вид хранится в Русском музее, – специалистов, прежде всего, насторожило не очень высокое качество холста и красок: Айвазовский всегда тщательно подбирал материалы. 

«С помощью метода сравнительного изучения фрагментов в увеличенном виде в скользящем свете, когда можно проследить фактуру построения живописи, удалось установить, что в нашем музее, к сожалению, одно произведение копийное», – говорит Наталья Минько.

Эту копию, выполненную, как утверждают специалисты, еще при жизни художника, впервые представили зрителю. Не экспонировалось в советское время, и, более того, считалось утраченным, и это полотно из фондов Центрального военно-морского музея. Гибель корабля «Лефорт». Тогда утонула почти тысяча человек: весь экипаж вместе с семьями. Самой крупной в России морской катастрофе в эпоху парусного флота Айвазовский посвящает картину, написанную в нехарактерном для него жанре аллегории. По соседству – фотопортрет Айвазовского. На снимке он вполоборота перед картиной. На месте изображения вмонтирована миниатюра с автографом. Такие памятные сувениры художник презентовал друзьям. Героям русского флота посвящал портреты. Вот редкий образец его портретного творчества – адмирал Михаил Лазарев. Вместе с ним Айвазовский в 1839 году как художник отправляется в военно-морской поход к берегам Кавказа. 

«Художник писал много батальных сцен. Поскольку был связан с флотом и во многом был свидетелем тех событий, которые происходили на Черном море. Он пережил Крымскую кампанию, Русско-Турецкую кампанию. И все эти исторические моменты находят отражение в его творчестве», – поясняет заместитель директора Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля Фарида Буреева.

Живописец Главного Морского штаба – такое звание было присвоено Айвазовскому по специальному указу императора – в совершенстве изучил оснастку, типы и виды судов. Модели многих написанных им кораблей – сейчас в собрании Центрального военно-морского музея. Вот  знаменитая «поповка» – из коллекции великого князя Константина Николаевича.

«Вообще название корабля «Новгород». Она уникальна тем, что всего три таких корабля было сделано ввиду того, что запрещено согласно пакту Крымской войны иметь России броненосный флот. И контрадмиралом Поповым решено было сделать такой вот корабль. Изготовлен он был в Санкт-Петербурге, по железной дороге доставлен на Черное море, там собран. Имел на вооружении всего две пушки, но представлял уже броненосный флот России на Черном море», – рассказывает заместитель директора Центрального военно-морского музея Александр Чернавский.

Кайзер-флаг с деревянного ботика Петра Первого, Андреевский стяг с броненосца «Цесаревич», судовые приборы, принадлежавшие последнему российскому императору. Уникальная «морская» выставка с берегов Невы вновь приедет в Омск в год трехвекового юбилея города на Иртыше.

Новости культуры