24.09.2014 | 21:20

На Новой сцене Александринки покажут антиутопию

На Новой сцене Александринского театра идут последние приготовления к премьере спектакля Марата Гацалова. В лучших традициях Александринки режиссёр обратился к творчеству современного автора. Ведь именно в этом театре некогда впервые были поставлены «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, «Гроза» Островского. В пятницу 26 сентября эту традицию продолжит «Теллурия», поставленная по произведению Владимира Сорокина. Это первый спектакль, выпускаемый Маратом Гацаловым в качестве главного режиссёра Новой сцены Александринского театра. Рассказывают «Новости культуры».

Впереди у «Новой сцены» Александринки – уже второй сезон, но только в новом спектакле «Теллурия» обещают, наконец, задействовать все технические возможности этой театральной площадки – самой передовой на сегодняшний день в нашей стране. Аналогов ей пока нет.

В этом зале c уникальной сценой-трансформером, выстроили целый павильон. Черный коридор ведет в зазеркалье – в тотальную инсталляцию. Наверху – круговая кинопанорама. Подобная ей до сих пор была лишь в старом кинотеатре-аттракционе на ВДНХ. Теперь непрерывная видео-проекция из графики и анимации будет погружать в фантастический мир Владимира Сорокина. А подвешенные зеркала умножат эту «фантасмагорию».

«Отражение-отражение… Накладывание события на событие, текст на текст, жанр на жанр. И важно было создать пространство, где невозможно взглянуть на событие однозначно. Оно дублируется и искажается до неузнаваемости», – говорит главный режиссер театрально-культурного комплекса «Новая сцена» Александринского театра Марат Гацалов. 

Такая новаторская площадка – абсолютно в духе «Теллурии» – романа из пятидесяти несвязанных между собой глав, без сквозного сюжета, с десятками героев – мифологических и футуристических. В зал войдут 100 человек, сядут на эти хаотично расставленные стулья, и 12 артистов поочередно прямо рядом с ними разыграют свой эпизод. Актеры у Марата Гацалова – «соавторы» спектакля. Героя и отрывок выбирали себе сами.

«Я сделал две заявки. Одна – на роль пожилого человека, который влюбился в девочку шестнадцати лет. Я сделал этот этюд со своей студенткой. Этот этюд не войдет в спектакль, но я буду об этом рассказывать, а второй этюд – кусочек войдет в спектакль – это президент Теллурии», – рассказывает заслуженный артист России Семен Сытник.  

Теллурия – страна, где производят теллуровые гвозди. Жителям «вбивают» их в головы ради «наркотической» эйфории, потери времени, свободы от материального. О Теллурии мечтают и в других «пестрых» государствах, на которые у Сорокина распалась вся Россия.

«В романе весь мир “расчленен” на маленькие миры. Там есть страна Московия, Рязанское царство, Тартария, Теллурия. Есть какие-то вещи, которые кажутся иногда пророческими. Но всё-таки это произведение не про будущее, мне кажется, это большая метафора отсутствия векторальности у современного человека», – поясняет Марат Гацалов.

Музыкальное оформление здесь – под стать всему остальному. Ни фонограммы, ни живой музыки не будет. Мелодии добывает простой стетоскоп – из тела актера, его движений и слов:

«Вместо ожидаемых стуков сердца или дыхания, появляются звуки изнутри людей. Есть программа специальная – интерактивная электроника, с помощью которой мы можем такие штучки делать. Вообще в мире электронной музыки это нельзя назвать чем-то пионерским», – объясняет композитор Владимир Раннев.

Все эти мультимедийные примочки, «громкие слова про поиск и эксперимент не должны оказаться бутафорией», – считает Марат Гацалов. Впереди у зрителей его «Теллурии» – ни одна загадка и ключ. Искать их придется отнюдь не в кромешной темноте. Просто ни видео, ни фотосъемка не могут передать звукового и визуального эффекта этой постановки.

Новости культуры