06.06.2011 | 12:19

Донжуанский список фотографа Михаила Гутермана

«Театр уж полон, ложи блещут…». В Музее Пушкина ко дню рождения поэта открылась выставка, в названии которой звучит цитата из «Евгения Онегина». А экспонатами стали фотографии Михаила Гутермана: он много лет посвятил съемке сценических воплощений бессмертных произведений поэта. Рассказывают «Новости культуры»

С фотокамерой Михаил Гутерман чаще всего появляется в театре. Вот уже около тридцати лет в его объективе – исключительно спектакли, репетиции, фестивали, премии. Признанный мастер репортажной фотографии, на этой выставке он выступает еще и как пушкиновед.

«Я перечитал "Евгения Онегина". Отец мой собирал Пушкина, у нас целая полка, даже есть книжка "Донжуанский список Пушкина"», – говорит Гутерман.

У фотографа свой Донжуанский список: Михаил Козаков, Алексей Фаддеев, Максим Заусалин, Александр Баргман… Актеры в разных мизансценах и ракурсах, почти магических в стоп-кадрах драматического действа.

«Так тонко чувствовать энергию спектакля, актеров, так художественно слышать пространство спектакля и выразить это в кадре – большой талант, большая одаренность», – утверждает Юрий Клепиков, режиссер Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.

А начиналось все с любительских фотографий. Инженера-теплоэнергетика по образованию, Гутермана в Театр на Малой Бронной привел Лев Дуров. В кадр вошли советские легенды – Олег Даль, Станислав Любшин, Анатолий Эфрос.

«Я в данном случае завидую автору в том, что он замечательно снял великого режиссера Эфроса. Потому что я его при жизни застал и даже застал его постановки, которые шли в Белом зале Музея Пушкина на "Декабрьских вечерах", но так сложилась судьба, что я не снимал Эфроса», – замечает фотограф Виктор Ахломов.

«Новый Дон Жуан» и «Пиковая Дама», «Евгений Онегин» и «Моцарт и Сальери»... В экспозиции есть даже фотографии кукольных «Маленьких трагедий».

«Вот смотришь фотографию, и сразу столько ассоциаций! Плохое слово "снайпер", оно агрессивное, но он снайпер! Абсолютный!» – восхищается актриса Юлия Рутберг.

Кажется, мастер знает все о секретах театрального искусства. А когда только начинал работать, перед каждой премьерой ходил на репетиции с блокнотом, записывал мизансцены и проверял свет.

«Надо понимать, что происходит на сцене, и пытаться поймать руку до ее взмаха. Какое-то интересное положение и ситуацию до того, как оно произойдет», – поясняет Михаил Гутерман.

Черно-белые кадры, сделанные с середины 1970-х годов, и цветные современные. 70 ярких живых документов, уже вошедших в историю летописи театрального искусства.