06.06.2011 | 12:53

Алексей Бородин: "Бездарному человеку все неинтересно, а талантливому человеку интересно все"

Этот год для художественного руководителя РАМТа Алексея Бородина богат на круглые даты. В июле 90 лет исполняется Российскому академическому молодежному театру, в котором он работает уже почти 30 лет. А сегодня самому режиссеру исполняется 70. Поздравления Алексею Владимировичу направил и президент России Дмитрий Медведев. Впрочем, отмечать день рождения худрук РАМТа намерен без официальной части и торжественных речей, по-семейному. Правда, членами его семьи по праву считают себя и актеры Молодежного театра. Рассказывают «Новости культуры».  

«Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а душу – большой». Эту фразу любит повторять режиссер Бородин. «Золушка», кстати, стала его первым спектаклем. В 2006 году он снова обратился к пьесе Шварца и представил новую версию сказки на сцене РАМТа. Бородин вообще тяготеет к классическим произведениям, а еще больше любит воплощать их на сцене РАМТа. С большим размахом, исторической точностью и на понятном современникам языке. «Алые паруса» он называет больше, чем произведением. Скорее, заповедью о том, что жизнь без мечты невозможна. Его «Вишневый сад» приняли не только в России, но и в родном для Бородина Китае – там он родился и провел детство. 

Экспериментировать режиссер тоже любит – должность худрука главного молодежного драматического театра обязывает к поискам новых форм и решений. Он то микс из чеховских произведений, то грандиозную восьмичасовую сагу на сцене воплощает.

«Непросто давалась идея поставить "Берег утопии" – огромное произведение, состоящее из трех частей. И месяца три во мне шла какая то внутренняя работа, когда я понял, что я не могу этого не сделать. Просто не могу», – рассказывает Бородин.

«Берег утопии» – уникальное явление в российской театральной жизни. Почти документальная трилогия о жизни Герцена, Белинского, Тургенева глазами английского драматурга Тома Стоппарда. Такой масштабной постановки российская театральная публика давно не видела. Сегодня Бородин снова репетирует этот спектакль – готовится к новому сезону. И снова во всем ищет правдивости и точности.

При всей его, казалось бы, строгости, актеры говорят, что нет режиссера лучше. Бородин не просто руководит. Своим артистам он предлагает быть соавторами новых постановок.

«Алексей Владимирович – это человек, который всегда занимается сотворчеством. Он абсолютно не диктатор. Он настолько умеет по-настоящему расположить к себе артиста, что ты ему сразу доверяешь, с первой секунды», – отмечает актриса Рамиля Искандер.

Ученик Юрия Завадского, поклонник Джорджо Стрелера, он много лет преподает в родном ГИТИСе. В 1968 году закончил режиссерский, а сегодня ведет свой курс – готовит к сцене молодых актеров. Среди тех, кто уже прошел школу Бородина, – Чулпан Хаматова. Актриса, позднее сыгравшая у мастера в «Дневнике Анны Франк», еще в Казани знала, к кому поедет поступать, и ни разу о своем решении не пожалела. 

«Он постоянно требовал, чтобы мы находили в себе силы двигаться дальше. Он всегда говорил: "Лучше не будет, лучше не будет". И в этом "лучше не будет" у нас у многих обрисовался вот этот каркас, на котором мы стоим до сих пор», – говорит она.

Увидеть и раскрыть таланты в человеке Бородин умеет. В выборе студентов всегда следует одному правилу: «Бездарному человеку все неинтересно, а талантливому человеку интересно все».

Вот и Бородину интересно общаться с молодыми, а они к нему так и тянутся. Ставить громкие премьеры и бить рекорды по их количеству – Бородин еще не раз удивит театральную публику.

Читайте также:
 Президент России поздравил режиссера Алексея Бородина с 70-летием

 

Худрук Российского молодежного театра Алексей Бородин отмечает 70-летний юбилей

Алексей Бородин: «Для нас главный – зритель»