23.09.2014 | 10:44

Владимир Хотиненко снимает фильм о Сергии Радонежском

В этом году отмечается 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых на Руси святых. В память о нём проходят конференции, устраиваются масштабные выставки, даже мультфильмы снимаются. Фильмом художественным о святом занят кинорежиссер Владимир Хотиненко. Съемки начались буквально на днях. Время действия – наши дни, сразу после празднования 700-летия. Первоначальное название ленты было прямое и простое – «Преподобный Сергий Радонежский». От него решили отказаться. Стало очевидно, что это будет скорее фильм про всех нас. Новое название – «Наследники». Рассказывают «Новости культуры».

Это не историческая картина и не фильм-биография. Ведь снимать в подобных жанрах о святых априори сложно, если вообще возможно. Поэтому для разговора со зрителем о Сергии Радонежском Владимир Хотиненко выбрал не совсем обычный формат – ток-шоу.

«Мне самому стало любопытно, что это сегодня, а случайно ли так совпало, – говорит Владимир Хотиненко, – я в этом смысле даже сценарий переписывал, что семисотлетие его совпало с очень трудным периодом для нашей страны, не промыслительно ли это тоже? Это можно сделать историю с сегодняшним пульсом, сегодняшним нервом, проблемами».

О том, кто такой Сергий Радонежский и какое место занимает в истории сегодняшней России – об этом в фильме рассуждают те, кого обычно и приглашают на ток-шоу. Историк, политолог, поп-дива, врач выбраны в герои как некий срез современного общества.

«Герои разделены на функции, – поясняет актер Александр Балуев, – мой – патриот. Что это такое, и как это воспринимается людьми, опять же, взгляд сквозь призму телевизионного экрана на просто патриотизм, как у каждого он существует, а вот как это тиражируется людям, что это такое».

До знакомства со сценарием о святом Леонид Бичевин знал мало. Для понимания личности и масштаба фигуры обратился к «Житию Сергия Радонежского», написанному его учеником – Епифанием Премудрым.

«Когда ты понимаешь, что он столько сделал, он не хотел и не подозревал, не собирался строить такой, если современным языком выразиться, карьеры политической, объединения князей, княжеств, – говорит Леонид Бичевин. – Тем не менее, всего этого коснулся не косвенно, напрямую».

Основное действие картины разворачивается в телестудии, поэтому на первый взгляд, операторская работа в «Наследниках» сведена к минимуму. На самом деле, снимая в пределах одного павильона, оператору нужно решить немало задач. На помощь приходит свет. Именно различные световые рисунки помогают сделать фильм более насыщенным.

«У меня получилось около восьми световых схем, – рассказывает оператор Аларкон Рамирес. – Русский апокалипсис, когда фильм набирает определенный драматургический перелом, кульминацию, у нас есть классическое освещение, есть, скажем, перерывы и какие-то промежуточные моменты, все это входит в мой арсенал, в те инструменты, которыми я пытаюсь эту картину решить».

От формального разговора на привычные темы об устройстве церкви и государства, о том кто виноват и что делать, фильм постепенно приводит героев к размышлениям о сути собственной жизни, о том могут ли они – да и все мы – называться наследниками великого прошлого…

Новости культуры