22.09.2014 | 11:33

В Мультимедиа Арт Музее – экспозиция "Фотографии 1932-1941"

Мультимедиа Арт Музей представляет выставку Аркадия Шайхета – мэтра советского фотоискусства. Если не имя, то, по крайней мере, одна из его работ – хрестоматийная «Лампочка Ильича» – знакома каждому. Экспозиция – это третья часть масштабной ретроспективы, посвященной фотохудожнику. Она охватывает 10 лет – с 32-го по 41-й годы. Выставлены и «визитные карточки» Аркадия Шайхета, и работы, впервые напечатанные с авторских негативов. Рассказывают «Новости культуры». 

1939 – год рождения главного снимка Аркадия Шайхета. На всех парах мчащийся поезд «Экспресс». Всего в одном кадре фотограф запечатлел историю целой страны того времени. Он стал символом устремления в светлое будущее. 

«Это время, когда реально жизнь в стране меняется. Есть кампания индустриализации, коллективизация, планы первых пятилеток, то есть советская действительность реально меняется на глазах. И мы эту выставку показываем в рамках двух программ на перекрестке. С одной страны, классик российской фотографии, с другой стороны, история России в фотографиях», – объясняет директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Фотографии 30-х годов, как и все официальное искусство Советского Союза, служили одному лозунгу: «Страна должна знать своих героев». Любая авторская индивидуальность отвергалась, на первом плане – пропаганда. В объективе Шайхета – красноармейская купальня, строительство большого Ферганского канала, рабочий у станка. Часто мастеру, на тот момент одному из главных советских фотографов, многие снимки приходилось уничтожать. Не стало Рыкова, Бухарина, Тухачевского – не стало и их изображений. В архиве Шайхета остались лишь нейтральные фигуры: Луначарский, Киров, Горький.

«Он снимал то, что можно было снимать. Пленки – 35 мм, из них очень много нарезки, то есть, возможно, туда входили кадры, которые он совсем не хотел, чтобы кто-то увидел», – говорит внучка фотографа Аркадия Шайхета, куратор выставки Мария Жотикова-Шайхет.

Поэтому Аркадий Шайхет проявлял и печатал снимки дома. В этом ему помогала вся семья: промывали, накатывали фотографии на стекло, глянцевали, обрезали, ретушировали. Но все же представитель российского фотомодернизма оставался верен в себе. Любил верхние точки, что совсем не отвечало канонам идеологически верного репортажа.

«История этой фотографии относится к 36-му году. Здесь снят Киевский вокзал, и снят с очень верхней точки. Во время этой съемки Шайхет так увлекся, что поскользнулся и шагнул в пустоту. Ему очень повезло, потому что он сел пиджаком на какой-то строительный крюк и повис. Сделал еще второй кадр, а потом его сняли с этого крюка, и он побежал дальше в редакцию», – рассказывает внучка фотографа Аркадия Шайхета, куратор выставки Мария Жотикова-Шайхет.

«Жив ты или помер, важно то, что в номер», – шутили между собой советские репортеры. Аркадий Шайхет всегда следовал этой поговорке. «Огонек», «СССР на стройке», «Советское фото», «Правда», «За рулем» – крупнейшие газеты и журналы Страны Советов редко обходилось без его фотографий. Он снимал первомайские демонстрации, похороны Ленина, Пленум V конгресса Коминтерна. В 1937 году в Лондоне открылась выставка «Современная российская фотография» из 400 работ, 150 принадлежали Аркадию Шайхету – лучшее, что он создал за 5 лет. На снимках было все то, что в следующее десятилетие исчезнет из фотографии совсем – реальные люди и реальные приметы времени, которые дают понять, чем жила и дышала страна в те годы.

 

Новости культуры