22.09.2014 | 10:01

"Час Чаплина" в Московском Доме музыки

«Час Чаплина» был объявлен нынешним вечером на сцене столичного Дома музыки. Люди в зале могли вообразить себя посетителями американского кинотеатра середины 30-х годов. Правда, с одним существенным отличием. Фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» демонстрировался в сопровождении музыкантов высокого класса. Мультимедийный проект, объединивший киносеанс и симфонический концерт несколько лет назад задумал Владимир Спиваков вместе с Национальным филармоническим оркестром. С тех пор каждый такой кинопоказ, придуманный маэстро, в любой точке мира проходит неизменно с аншлагом. Рассказывают «Новости культуры».

«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы против своей правды, сегодня – я знаю, что это называется: быть самим собой», – говорит Владимир Спиваков.

Небольшой эпиграф к концерту – ноу-хау маэстро; читает строки Чаплина – в какой-то степени видит в них и свое отражение, как в зеркале. Наследие великого комика о самом главном умении: быть самим собой – иногда смешным, неловким, трогательным.

Эту сцену снимали пять дней. Уже в то время, в 30-е годы на экраны выходили первые звуковые ленты, но Чаплин был непреклонен: «Огни большого города» – станет самым совершенным «немым» фильмом. Актер, режиссер, сценарист и продюсер… мало кто знает, что еще и композитор. К семи своим фильмам написал музыку. И это при том, что специального образования у Чаплина не было, он лишь хорошо пел и играл на скрипке. Моя музыка не должна быть смешной, она – лишь контрапункт изящества и обаяния, придающий комедиям глубину, любил повторять Чаплин.

«Это проекция, пусть даже маленькая, на мою жизнь, – отмечает Владимир Спиваков, – это мне близко, тема милосердия, ведь он бродяга, у которого сердце, способное любить людей, он спасает слепую девушку, без слез смотреть это невозможно. Тема неравнодушия – это путь к счастью человека».

150 страниц партитуры «Огней большого города» в 2004-м заинтересовали американского дирижера Тимоти Брока, именно он реконструировал музыку Чаплина, в этом варианте ее исполняет маэстро. Ювелирная работа с оркестром была проведена дирижером за кадром: необходимо было не только передать настроение кино, но и научиться точно попадать в происходящее на экране.

«Мы играем по нотам, все время пытаемся обернуться, постоянно отвлекаемся от своих нот, – рассказывает заслуженная артистка России Светлана Степченко, – пришлось даже пересмотреть фильм дома: все равно смеешься, очень интересна реакция публики, всегда разная».

Картины великого комика были и остаются противоядием от ненависти, тоски и скуки. Магия его лент – в том, что он заставил поверить в чудо и добро не только себя.

Новости культуры