19.09.2014 | 15:04

"Воспоминания будущего" – долгожданная премьера в постановке Валерия Фокина

Театры Франции, Великобритании, Венгрии покажут свои постановки в Петербурге – сегодня здесь стартует Международный театральный фестиваль «Александринский». Спектаклем открытия станет громкая и долгожданная премьера «Воспоминаний будущего» в постановке Валерия Фокина. В их основе – легендарный спектакль 1917 года Всеволода Мейерхольда по драме Михаила Лермонтова «Маскарад». На генеральном прогоне побывали  «Новости культуры».

В начале 1917 года весь Петербург, несмотря на надвигающуюся революцию, ждал премьеру «Маскарада» Мейерхольда. До этого здесь говорили о ней в течение шести лет. В наши дни в Северной столицы только и гадают: как в сегодняшней Александринке тот легендарный спектакль удастся реконструировать?

«Всё интерпретация – и костюмы, потому что они делались по эскизам Головина, но там использованы другие материалы. Декорации было совершенно невозможно использовать, потому что их и не повторить, а во-вторых, это просто неинтересно. Мы взяли занавес "Маскарада" головинский и раздербанили его на составные части и сделали из него такой портал»,  – рассказывает сценограф Семен Пастух.

Разорвали и ткань самого спектакля. Четыре картины из Мейерхольда сшиты современными нитками. Арбенин говорит то патетично, в духе театра вековой давности, то языком новой криминальной драмы.

Мост, диалог между культурами для Валерия Фокина был принципиально важен.

Полгода в Александринке досконально изучали архивы и приёмы Мейерхольда. С тем, чтобы в итоге – в лучших традициях самого Всеволода Эмильевича – «наследие» сплести с новаторством. И в этом суть этой «театральной экспедиции в прошлое».

«В той манере, в том стиле, в той музыкальной партитуре, потому что весь спектакль был сделан как драматическая опера, поэтому там приемы, в которых мы уже не работаем сегодня, мы сегодня так не играем. Как есть немое кино, а есть 3D. Но там есть много полезного и ценного, что можно использовать и сегодня. То есть это была и наша исследовательская работа», – отметил Валерий Фокин.

Дмитрий Лысенков –  Арбенин в первом составе – говорить нараспев, по Мейерхольду, никак не привыкнет. Актер признался, что на сцене «чувствует себя за толстым музейным стеклом». И интересно ему это всё лишь как тренинг.

«Естественным мне это не кажется. Это какой-то опыт на мне ставят. Органика другая, через сто лет люди по-другому играют, в документальном театре мог бы существовать, но меня ставят в другие рамки», – рассказывает актер Дмитрий Лысенков.

«Главное – за чрезмерной красотой постановки, лощёной формой и манерой не потерять подлинные страсти», – считал Мейерхольд. И для таких «Воспоминаний будущего» Фокина это тоже очень актуальная задача.

Новости культуры