18.09.2014 | 16:08

В Екатеринбургском театре оперы и балета – премьера оперы "Сатьяграха"

На открытии сезона в Екатеринбургском театре оперы и балета прозвучал призыв к «упорству в истине». На санскрите этот главный принцип учения Махатмы Ганди звучит «Сатьяграха». И так называется опера современного американского композитора Филиппа Гласса. Вместо ожидаемых оперных арий и ансамблей со сцены раздается звучание, напоминающее мантры. Мировая премьера «Сатьяграхи» состоялась в сентябре 80-го года. Российская же прошла накануне. Рассказывают «Новости культуры». 

Белые одежды, застывшие позы. Действие на сцене больше напоминает ритуал. Так выглядит новая постановка Театра оперы и балета. Оперу «Сатьяграха» редко ставят во всем мире, в России к ней обратились впервые. Над оперным раритетом работал интернациональный состав – дирижёр-постановщик из Чехии, художница по костюмам из Америки и режиссёр из Великобритании.

Формально, опера в трёх действиях – рассказ о жизни Махатмы Ганди. Фактически – набор картин из жизни общественного деятеля, которые показывают, как Ганди пришел к философии ненасильственной борьбы. «Ганди смог создать альтернативный путь реакции на агрессию. Сопротивляться можно без войны, и он добился своего. Так что я думаю, эта опера показывает развитие философии в метафорическом смысле», –  считает режиссер, художник-постановщик Тадеуш Штрасбергер (Великобритания).

Все опера исполняется на санскрите. Освоить этот совсем не оперный язык – не единственная трудность, с которой столкнулись артисты театра. «Это не оперное пение, которое подразумевает выйти и спеть арию красиво, здесь что-то другое, здесь нужно найти состояние внутреннее, и отсюда уже идёт голос. Медитация что ли», - поясняет ведущий солист Екатеринбургского театра оперы и балеты Владимир Чеберяк.

Не просто и оркестру. Музыка Филипа Гласса сложна для исполнения. «Их записи написаны очень тяжёлым видом. Там, например, один такт, и возле него написано 8 раз – повторить, потом 3 такта написано – 3 раза повторить, и потом на конце написано – это всё 4 раза повторить. Это очень тяжело», – говорит дирижер-постановщик Оливер Фон Донаньи.

Во всем мире эта опера никого не оставляет равнодушным. Либо резкое неприятие, либо полное погружение в музыку. Теперь и Екатеринбург разделился на два лагеря.

Новости культуры