18.09.2014 | 16:10

Плавучий маяк превратится в музей

Плавучий маяк «Ирбенский» вскоре превратится в музей на воде. История судна начинается в 50-х годах. Тогда плавсредство обеспечивало  безопасность судоходства в Рижском заливе – помогало обходить рифы и мели в Ирбенском проливе. Маяк был настоящим домом на воде – экипаж из девятнадцати человек мог автономно существовать здесь около 50 суток. Сейчас же здесь сложно находиться и несколько часов. Много лет маяк «Ирбенский» стоял у причала, его собирались сдать в металлолом. К счастью, теперь он передан в ведение Калининградского Музея океана. Рассказывают «Новости культуры».

Пусть и не в море, а на причале в Ломоносове – плавучий маяк «Ирбенский» все равно видно издалека. Вот только на его палубе теперь не светят даже обычные фонари. И не слышно гудков, хотя когда-то из громкоговорителей на мачтах доносились протяжные пронзительные звуки...

Вот он, на уникальных кадрах советской хроники, несет вахту в Ирбенском проливе – отсюда и название. В шестидесятые таких плавучих маяков было только два на весь Советский Союз. Этот – на водной границе Эстонии и Латвии – указывал фарватер всем торговым судам и военным кораблям.

«Я видел этот маяк во время службы, но подходить к нему, конечно, близко не подходил, а с расстояния 5 – 6 миль этот маячок казался простой маленькой точкой, который издает свет», – вспоминает заместитель директора по флоту и общим вопросам Музея Мирового океана в Калининграде Алексей Шуткин.

Капитан первого ранга Алексей Шуткин совсем не шутит – еще матросом на боевом крейсере он фиксировал этот маяк в вахтенных журналах. И даже не думал, что спустя столько лет, именно ему выпадет честь сохранить «Ирбенский» для всей морской истории – превратить маяк в музей на воде.

«Хорошо, что здесь что-то осталось, уже это для нас как образец, по которому можно восстановить его первоначальный вид», – говорит Алексей Шуткин.

Здесь, на ходовом мостике, это звучит, словно команда взять новый курс – сейчас маяк передали Музею Мирового океана в Калининграде. Хотя еще несколько лет назад, забытый всеми, его пытались пустить на металлолом. Петербургские «Вести» тогда первыми рассказали об этом – и буквально спасли от гибели.

Когда-то на маяке стояла мощная система линз и зеркал, но сейчас, понятно, уже ничего не сохранилось. Зато сам корпус по-прежнему довольно крепкий – на службе, вдали от берега, плавучий маяк выдерживал даже сильный шторм. В каюте капитана, несмотря на годы забвения, уцелела вся обстановка – диваны, плафоны, даже советские портреты и тарелка на столе – настоящий раритет.

«Ну, нормально – уже можно здесь делать экспозицию, – поясняет Алексей Шуткин, – сюда вот будут люди заходить. Я так полагаю, что группы мы будем формировать по 5 – 10 человек, не больше, потому что уже тесно будет здесь».

Понятно, что туристов на палубы и в отсеки пустят не сразу – сначала из трюма и машинного отделения нужно откачать забортную воду.

Уже в следующем году его планируют отбуксировать в док на ремонт. А потом – либо отправить на стоянку в Калининград, либо сделать еще одним морским экспонатом в Северной столице, – например, возле ледокола «Красин», чтобы, оставаясь на плаву, «Ирбенский» маяк озарял ярким светом уже свой собственный путь.

Новости культуры